Правительство РФ расширило эксперимент по использованию беспилотных тягачей

Правительство РФ расширило эксперимент по использованию беспилотных тягачей

17 Ноября 2025 | 2472 просмотра

Правительство РФ приняло решение о продлении экспериментального правового режима (ЭПР), который позволяет использовать на дорогах общего пользования беспилотные грузовики, сообщает «Коммерсантъ».

ЭПР был введен в 2023 году для отработки технологий автономного вождения. Срок действия завершается в конце 2025-го, однако по новому постановлению кабмина № 1790 режим продлевается до 2028-го.

Если до сих пор ЭПР действовал только на трассе М-11 Москва — Санкт-Петербург, а также на ЦКАД, то по новому распоряжению зону действия эксперимента расширят при помощи Башкирии, Пермского края и Свердловской области. Это связано с тем, что большегрузы в следующем году начнут ездить по трассе М-12 — недавно она была продлена до Екатеринбурга.

Еще одно нововведение: в прототипах больше не требуется, чтобы подстраховывающий работу системы инженер сидел на месте водителя. Его вообще может не быть в салоне. Однако такое исключение сделано только для машин, используемых на трассе М-11 и ЦКАД. Ожидается, что полностью автономные грузовики появятся в 2026 году.

Ужесточаются требования к образцам: отныне они должны уметь автоматически совершать «маневр минимального риска». Это последовательность действий, направленных на минимизацию рисков ДТП в случае сбоя в работе автопилота, после этой последовательности автомобиль должен самостоятельно безопасно остановиться. Правительство теперь также будет получать от владельцев высокоавтоматизированных транспортных средств регулярные отчеты с информацией, сколько ДТП произошло с беспилотными машинами и как часто водитель-испытатель принимал на себя управление при отказе электроники.

Напомним, беспилотные грузовики уже два года используются на М-11 и ЦКАД для реальной коммерческой перевозки грузов. В настоящее время парк этих машин — 90 штук, это прототипы разработки КАМАЗа и Navio.

Беспилотные тягачи Navio, фото: Алексей Степанов / Дром
 

Комментарии

   
Сообщений: 21321
Это позволит снизить потребность в водителях-дальнобойщиках? Нет
Продам уши от мертвого осла.
50
28
Ответить
ПАЛАСИО
Это позволит снизить потребность в водителях-дальнобойщиках? Нет
Вытеснял "роботы" дальнобоев, эта работа прекрасно автоматизируется, вопрос только в сроках.
27
14
Ответить
Haron
Поронайск
ПАЛАСИО
Это позволит снизить потребность в водителях-дальнобойщиках? Нет
Это поможет кому-то навариться на дотациях, субсидиях и иной "помощи" от государства ?
🤔😵‍💫
73
15
Ответить
fedel топорики
Рязань
Для чего? Перевозчики и так пачками разоряются.
33
13
Ответить
     
Алтайский край
Сообщений: 137867
Хорошо- что у нас такого долго не будет...
Некоторые думают- что они поднялИсь ...
На самом деле- они просто всплыли.
35
9
Ответить
fedel топорики
Рязань
А беспилотные платят Платону?
52
1
Ответить
13675694
Новосибирск
Хорошей дорогой идем или нет?
4
9
Ответить
     
Алтайский край
Сообщений: 137867
Carrozzeria
Хорошо- что у нас такого долго не будет...
Тут одному-то кое-как...
Некоторые думают- что они поднялИсь ...
На самом деле- они просто всплыли.
45
2
Ответить
fedel топорики
Рязань
13675694
Хорошей дорогой идем или нет?
Дорога хорошая, но не туда...
29
3
Ответить
Беспилотные грузовики это конечно хорошо, но экономисты говорят что ЖД перевозки гораздо выгоднее и экономически-экологически эффективнее. Может правительство обратит внимание и на ЖД перевозки?
26
8
Ответить
kkjurjk
Красноярск
Name_2025
Беспилотные грузовики это конечно хорошо, но экономисты говорят что ЖД перевозки гораздо выгоднее и экономически-экологически эффективнее. Может правительство обратит внимание и на ЖД перевозки?
Правительство обращает внимание только на то, с чего можно заработать и на чем можно сэкономить
42
3
Ответить
Вот и "профессионалы" скидывающие легковушки на обочины, будут теперь не нужны.

Только места человеку в мире все меньше и меньше, и заработать тоже особо негде..
23
3
Ответить
   
Ташкент
Сообщений: 16700
fedel топорики
А беспилотные платят Платону?
Биткоинами
17
1
Ответить
0700
Хабаровск
17634587
Вытеснял "роботы" дальнобоев, эта работа прекрасно автоматизируется, вопрос только в сроках.
В авиации автопилот уже полвека.
И ничем. По двое летают
27
7
Ответить
madmax257
Тюмень
Это какой-то сюрреализм. Нормального автомобильного производства в стране нет, высокотехнологичной техники и электроники не выпускаем. Но зато проводим эксперименты с беспилотными грузовиками. Я чего-то не понимаю.
65
10
Ответить
32892356
Улан-Удэ
Зачем?! Запретить! Зарегулировать! Ограничить! Ввести кодекс разработчика беспилотного транспорта. Только так победим
5
8
Ответить
20890998
Куртамыш
На фото Navio - это я понимаю на базе Ситрака. Они с новья под присмотром водителя то безбожно глючит.
23
1
Ответить
s*****
Нижнеудинск
Ужас, глядя на АВТОВАЗ 🤣
5
3
Ответить
25029229
Красноярск
Если проверить всех этих "разработчиков" по ИНН получается удручающая картина. Уставной 10 тыс., 1 работающий, прибыль в минусе на миллионы и т.д. Например, по адресу регистрации разработчиков "пьяного" робота ООО «АЙДОЛ» зарегистрировано 250 компаний!
Вспоминается контора из бессмертного произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Рога и копыта.
31
4
Ответить
александр
Ленинск-Кузнецкий
Name_2025
Беспилотные грузовики это конечно хорошо, но экономисты говорят что ЖД перевозки гораздо выгоднее и экономически-экологически эффективнее. Может правительство обратит внимание и на ЖД перевозки?
Только железные дороги не резиновые. Жд перевозки будут эффективнее, только если добавить к Транссибу ещё несколько веток.
6
8
Ответить
DeucalionZ
17634587
Вытеснял "роботы" дальнобоев, эта работа прекрасно автоматизируется, вопрос только в сроках.
сомнительное утверждение, применительно к нашей стране, да и в целом к миру.
простой пример - роботизация автопредприятия снижает себестоимость автомобиля при выходе на 25%! (а при полной до 40%)
Видим ли мы полную роботизацию на автопредприятиях в РФ? Нет. просто нет.
А тут беспилотный транспорт который работает не в закрытом цеху, а в общественном месте со скоплениями людей и таким числом, случайных факторов, которого нет даже в инженерном калькуляторе.
23
4
Ответить
  
Сообщений: 320
0700
В авиации автопилот уже полвека.
И ничем. По двое летают
Ну а летали в 4-5 человек экипаж
3
9
Ответить
13370285
Хабаровск
Пока же еще можно критиковать способность нашей промышленности что то создавать не из машинокомплектов? Грех не воспользоваться. Может, сегодня крайний день.
4
3
Ответить
24830378
Барнаул
Carrozzeria
Тут одному-то кое-как...
На Тягун дорога?
1
1
Ответить
   
Москва
Сообщений: 683
Пару месяцев назад был на форуме в мск по будущему беспилотных технологий в автомобилестроении. Там гаворили про существующих роботов-уборщиков, -сельхоз транспорте и вот таких вот магистральных тягачах. Как признался один из спикеров (совладелец компании-перевозчика, кто эксплуатирует таких магистральных роботов), сейчас большая проблема в том, чтобы получить эффект от использования этого транспорта. Беспилотность, это по-сути 100% загруженность, без сна и отдыха. И действительно, маршрут такая машина проходит раза в 1,5 быстрее водителя-человека. Вот только потом эта машина стоит и несколько часов ждет очереди на разгрузку в транспортном хабе. Из-за этого эффект автономности пока не позволяет раскрыться полностью.
Но как только эта и ей подобные задержки будут устранены, эффект от использования беспилотных технологий для транспортников и логистов будет значительным.
Если вам кажется, что все идет хорошо, значит вы чего-то не заметили...
Мой отзыв: Opel Astra 2008
6
7
Ответить
860530
Чита
DeucalionZ
сомнительное утверждение, применительно к нашей стране, да и в целом к миру. простой пример - роботизация автопредприятия снижает себестоимость автомобиля при выходе на 25%! (а при полной до 40%) ...
Инженер так называемый что бы не поседеть с пузырем ездить будет .
10
1
Ответить
13370285
Хабаровск
Загуглите инфу по обязательствам Камаза в 2025 году. Страшные суммы. Такое впечатление, что Камазу срочно нужны оптимизация и секвестирование, а не эти бездонные прожекты
10
2
Ответить
     
Алтайский край
Сообщений: 137867
24830378
На Тягун дорога?
На Аламбай- с Тягуна...
Некоторые думают- что они поднялИсь ...
На самом деле- они просто всплыли.
1
 
Ответить
    
Сообщений: 1657
Ну какие беспилотные тягачи??? Разметки нет на федеральных трассах, а они бпт ....

Мне кажется это очередной запуск пилорамы.
19
4
Ответить
  
Новосибирск
Сообщений: 13908
Делают - плохо. Не делают - тоже плохо. Нытье как национальная идея.
4
19
Ответить
0700
В авиации автопилот уже полвека.
И ничем. По двое летают
В авиации до сих пор не полноценный автопилот - например, до сих пор нет систем автоматического взлёта - самолёты взлетают только "на руках", потому что невозможно программно учесть все возможные варианты отказов.
В этом плане с автомобилями намного проще - в разы меньше скорость, нужно вести управление газом, тормозом, поворотами, вести мониторинг дорожной обстановки с помощью радаров, камер, лидаров, ИИ.
Автомобиль на автопилоте уже без особых проблем может полностью выполнять движение по маршруту из точки A в точку B (см., например, ролики с работой системы Full Self-Driving (FSD) на Tesla), вопрос в России только в совершенствовании алгоритмов вождения, для большей безопасности, на которое ещё нужно какое-то время.
Кстати, вот цитата из первоисточника насчёт безопасности: "Директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимир Волошин рассказал “Ъ”, что за время эксперимента было перевезено более 20 тыс. тонн грузов, при этом не зарегистрировано ни одного ДТП по вине большегрузов".
2
9
Ответить
 
Уссурийск>Минск>Плоцк
Сообщений: 7866
25029229
Если проверить всех этих "разработчиков" по ИНН получается удручающая картина. Уставной 10 тыс., 1 работающий, прибыль в минусе на миллионы и т.д. Например, по адресу регистрации разработчиков...
Зато это был первый человекоподобный андроед, работающий на этаноле!
2
1
Ответить
Aisen
Якутск
Что-то долго возятся... Пора беспилотники до Магадана отправлять!
6
 
Ответить
 
Уссурийск>Минск>Плоцк
Сообщений: 7866
Rmaxon
Пару месяцев назад был на форуме в мск по будущему беспилотных технологий в автомобилестроении. Там гаворили про существующих роботов-уборщиков, -сельхоз транспорте и вот таких вот магистральных тягачах....
Т.е. на очереди разработка роботов-грузчиков, роботов-кладовщиков, роботов-сортировщиков и более других, роботов?
5
1
Ответить
DeucalionZ
сомнительное утверждение, применительно к нашей стране, да и в целом к миру. простой пример - роботизация автопредприятия снижает себестоимость автомобиля при выходе на 25%! (а при полной до 40%) ...
Погуглите, например, ролики с работой Full Self-Driving (FSD) на Tesla - авто без проблем справляется с дорожными ситуациями, делает всё.

А насчёт пользы автоматизации - вот цитата.
"Испытания уже показали, что ВАТС позволяют сократить аварийность на 90%, а затраты на грузоперевозки — на 30%".
https://news.drom.ru/96142.html

Если беспилотные грузовики экономят деньги - то всё очевидно - они будут применяться.
1
6
Ответить
17634587
Погуглите, например, ролики с работой Full Self-Driving (FSD) на Tesla - авто без проблем справляется с дорожными ситуациями, делает всё. А насчёт пользы автоматизации - вот цитата. "Испытания...
Для этого должна быть дорожная инфраструктура соответствующего качества. А то если летом лужа, а под ней яма, а зимой дороги не чищены.
7
 
Ответить
Ну если там автопилот брат того недавно показанного робота, я бы стремался к таком грузовику близко подъезжать.
4
1
Ответить
17345978
Краснодар
Name_2025
Беспилотные грузовики это конечно хорошо, но экономисты говорят что ЖД перевозки гораздо выгоднее и экономически-экологически эффективнее. Может правительство обратит внимание и на ЖД перевозки?
Уже давно обратили на жд, строят вторую ветку Бам.
2
 
Ответить
Толик22
Ну какие беспилотные тягачи??? Разметки нет на федеральных трассах, а они бпт ....

Мне кажется это очередной запуск пилорамы.
У них весь маршрут зашит в систему. Им даже знаки видеть не надо, они их знают.
1
 
Ответить
17353784
Залари
Сколько читаю отзывов, складывается впечатление, что Россия заканчивается на Москве и Санкт-Петербурге, а что там дальше доисторический век.
8
1
Ответить
Name_2025
Беспилотные грузовики это конечно хорошо, но экономисты говорят что ЖД перевозки гораздо выгоднее и экономически-экологически эффективнее. Может правительство обратит внимание и на ЖД перевозки?
а может не надо обращать на них внимание, а то и без них останемся )))
1
 
Ответить
Capricorn
Для этого должна быть дорожная инфраструктура соответствующего качества. А то если летом лужа, а под ней яма, а зимой дороги не чищены.
Так, собственно, в этой заметке и сказано, что ездить без водителей беспилотники пока что будут по М-11 и ЦКАД , на которых проблем с дорожной инфраструктурой нет.
1
 
Ответить
0700
Хабаровск
alex87k
Ну а летали в 4-5 человек экипаж
Мне кажется уменьшение числа экипажа это развитие техники. В том числе на земле.
Пилотов то также 2
1
 
Ответить
0700
Хабаровск
Aisen
Что-то долго возятся... Пора беспилотники до Магадана отправлять!
А че есть уже беспилотник который умеет цепи одевать?
3
 
Ответить
Отец Валерьян
Грозный
А как это штука будет заправляться в рейсе?
А если колесо бахнет?
А как он будет съезжать на обочину, где кроме обочины всё есть?
3
1
Ответить
Aisen
Якутск
0700
А че есть уже беспилотник который умеет цепи одевать?
Вот как раз и подумают над задачкой. И вообще, там не только цепи, а много иных проблем решать надо, которых на тепличной М11 в помине нет.
1
 
Ответить
Name_2025
Беспилотные грузовики это конечно хорошо, но экономисты говорят что ЖД перевозки гораздо выгоднее и экономически-экологически эффективнее. Может правительство обратит внимание и на ЖД перевозки?
Был бы ты в теме, такие комментарии бы не писал
4
 
Ответить
Сергей
Томск
На заправках операторов и заправшиков сократили (оптимизировали), зарплату персоналу платить не надо, прибыль выше, видимо, то же самое будет и с большегрузами. Значит нужна выделенная полоса движения, чего у нас практически не бывает на трассах. Это расширение дорог какое надо сделать по всей стране опять же за наш счет. Так что не мечтаем, дальше Москвы и Питера такого не будет.
1
1
Ответить
антиперекуп
чтоб были жертвы? их "идущего" и упавшего робота мы уже видели недавно...
 
 
Ответить
Айлбибек Терминаев
Ростов-на-Дону
17634587
Вытеснял "роботы" дальнобоев, эта работа прекрасно автоматизируется, вопрос только в сроках.
А смысл такого вытеснения в чем? В том, чтобы сэкономить на зарплате водителя? Ну не выйдет, для роботов нужна очень дорогая инфраструктура и множество других работников, от инженеров до выездных бригад быстрого реагирования для ремонта или разбирательств. А ну как этот "робот" колесо пробьет по дороге? Или застрянет в сугробах или на гололеде... Да и груз кто будет охранять? Кто будет заправлять (заряжать) по пути?
1
 
Ответить
Айлбибек Терминаев
Ростов-на-Дону
13675694
Хорошей дорогой идем или нет?
Может и хорошей. Только не понятно куда.
 
 
Ответить
За рулем робот Федор?
 
 
Ответить
Отец Валерьян
А как это штука будет заправляться в рейсе?
А если колесо бахнет?
А как он будет съезжать на обочину, где кроме обочины всё есть?
Робот запраащик и робот шиномантажник придут на помощь))
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!
Вы смотрите раздел Новости о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром