Минтранс РФ подготовил доработанный проект закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС). Один из ключевых разделов документа — определение ответственности в ДТП с беспилотниками, пишет газета «Коммерсантъ».
С 2018 года беспилотные легковые автомобили и грузовики в России тестируются на дорогах в рамках экспериментального правового режима (на водительском сиденье обязательно находится инженер-испытатель, который «подстраховывает» автоматику). Испытания уже показали, что ВАТС позволяют сократить аварийность на 90%, а затраты на грузоперевозки — на 30%.
В 2025 году предполагается допуск беспилотников в России на дороги общего пользования без инженера-испытателя в салоне.
Условием допуска на дороги станет обязательное наличие «бортового устройства регистрации событий» и системы, позволяющей дистанционно перевести машину в «состояние минимального риска» (когда автопилот отключается, а автомобиль останавливается на обочине). Беспилотники должны состоять на учете в ГИБДД и проходить регулярное ТО. В документе прописан запрет на движение автопилотируемых транспортных средств на тех участках дорог, где проходят маршруты перевозки опасных грузов (например, бензина).
Также беспилотникам разрешат ездить только по тем дорогам, у которых есть «цифровой двойник» (план и карта трассы, данные о состоянии, ДТП, метеоусловиях и т. д., которые будут передаваться машине в режиме реального времени).
Что касается случаев ДТП по вине беспилотников, то основную гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу «третьих лиц, среде», Минтранс предложил возложить на владельцев ВАТС, если они не докажут, что вред возник вследствие «непреодолимой силы или умысла потерпевшего».
Те в свою очередь смогут переложить ответственность на производителя автомобиля, если будет доказано, что вред причинен вследствие конструктивных недостатков.
Если авария произошла по вине плохого техобслуживания, то вина ляжет на дилера.
Также ответственность может понести диспетчер, который должен дистанционно мониторить состояние машины и при необходимости выключать автопилот.
Оформлять ДТП с ВАТС нужно только при участии сотрудника ГИБДД, европротокол будет запрещен (соответствующая поправка вносится в закон об ОСАГО).
При возмещении убытка от ДТП с участием беспилотника страховщик сможет запросить данные «бортового устройства».
Также страховщики получат право регрессного иска к владельцу ВАТС, если тот вовремя не обновил софт в машине.
Проект закона пока проходит стадию согласования, после этого он поступит в правительство РФ, затем — в Госдуму. По плану Минтранса, закон должен будет вступить в силу 1 сентября 2025 года.