5 июля в телеграм-канале бренда Evolute появилась запись, которая привлекла наше внимание. Для начала приведем фрагмент из первого абзаца: «с момента старта продаж в четвертом полугодии 2022 года EVOLUTE занимает почетное первое место в сегменте электромобилей, доступных для покупки в России». Давайте разберем. Во-первых, тут опечатка с количеством полугодий. Очевидно, автор хотел написать «в четвертом квартале», ибо полугодий в году вроде пока два. Впрочем, обстановка на дворе такая, что уже ни в чем нельзя быть уверенным. Во-вторых, Эволют пока не вышел на первое место: лидером по итогам первого полугодия остается Volkswagen: на учет встали 919 электромобилей этой марки, в то время как дилеры Эволют сумели реализовать только 863 машины. Читаем далее: марка Evolute заняла 22,07% доли рынка новых электромобилей в РФ. Увы, и это тоже неверно: всего с января по июнь на учет встали 4416 новых электромобилей, поэтому доля Эволюта хотя и растет, но пока несколько ниже заявленного — 19,5%.
Мы вовсе не хотим сказать, что составители этих релизов намеренно исказили информацию, но определенная хитрость в раскладках пресс-службы есть. Дело в том, что тезис про лидерство и про 22% верный только в том случае, если считать образцы 2023 и 2022 годов выпуска. У нас позиция иная. Мы всегда считаем статистику по текущему году с учетом экземпляров выпуска трех последних лет. То есть в калькуляцию по 2023 году попадают образцы 2023, 2022 и 2021 годов выпуска с первичной регистрацией. Почему мы отбрасываем более поздние машины? Наша многолетняя практика показывает, что никакого влияния они уже не оказывают — в лучшем случае корректируются десятые доли процента.
Будем надеяться, что пресс-служба Evolute введет поправку, но в любом случае мы всегда рады и подстраховать, и поделиться своей — видимо, более полной — статистикой по рынку. Самое главное, что продажи Эволютов растут, и не в последнюю очередь за счет активной маркетинговой политики. К примеру, в рекламных целях был привлечен популярный певец Родион Газманов — вы наверняка помните его убойный хит 1988 года о собаке по кличке Люси, которая сначала пропала, но потом благополучно нашлась…
Однако вернемся к цифрам. Как мы сказали выше, в первом полугодии в России встали на учет 4416 новых электромобилей. Это больше, чем за весь 2022 год, когда своих покупателей нашли 2998 электромобилей, и почти в четыре раза больше, чем в первом полугодии 2022-го, когда дилеры продали 1278 «электричек». Более того, второй квартал 2023 года оказался сильно лучше, чем первый, когда был продан 1621 электромобиль, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то есть со вторым кварталом прошлого года, когда был продан 451 автомобиль, рост аж в шесть раз! Впрочем, в данном случае это не более чем красивая цифра, потому что во втором квартале нынешнего года рынок шел в рост, а второй квартал прошлого года был самым «мертвым» на российском рынке, видимо, за всю его историю…
От месяца к месяцу в этом году сбыт опять же рос: в апреле продали 861 шт., в мае — 880 шт., в июне — уже 1054 шт. Проще говоря, популярность электромобилей растет, хотя их доля на рынке остается чрезвычайно скромной — 1,1%.
Подробно о структуре продаж Эволюта и марки Voyah, которая отстает более чем в два раза и официальным дистрибьютором которой в России тоже стал «Моторинвест», мы писали в нашем рыночном отчете по итогам полугодия. Там же вы найдете все сведения о мытарствах электрических Москвичей, так что сейчас разберем ситуацию по другим «электрическим» брендам. Skywell пока не может похвастать высокими результатами — только 102 проданных кроссовера ET5, из которых лишь 28 завезены в этом году. Если дело пойдет так и дальше, то штаб-квартира просто не продлит с ООО «Деалон» дистрибьюторское соглашение, ведь речь шла о тысячах проданных машин в год, а не о двух сотнях.
Для полноты картины дадим раскладку по моделям VW: только 23 из проданных образцов были выпущены в 2023 году, 815 — это машины 2022 года выпуска, и еще 81 образец был изготовлен в 2021-м. Большая часть сбыта пришлась на ID.4 — 598 шт., за ним идет ID.6 — 284 шт. На ID.3 нашлись 33 покупателя, 3 — на Lavida, и одна модель в статистике ГИБДД осталась «неопознанной».
Третье место (после Эволюта) удерживает Tesla: с января по июнь продавцы реализовали 632 образца всех моделей. Лидирует Model Y, на которую пришлись 399 экземпляров. Пока марка идет с небольшим опережением графика прошлого года, когда была реализована 991 машина.
Обращает на себя внимание рывок BYD с результатом 238 шт. и Hongqi, которая с 170 проданными машинами опередила Audi (139 шт.), но пока не обогнала BMW (181 шт.). Mercedes-Benz сильно сдал — только 72 машины, и его уже нагоняет мало кому известная модель Сiimo M-NV — 52 шт. Впрочем, все ее экземпляры — выпуска 2022 и 2021 годов, то есть, видимо, завезенные с дисконтом. Это же можно сказать и о 15 электрических Hummer. Из 43 образцов Honda E:NP1 только 1 штука выпущена в 2023 году. Ну и далее пошла уже совсем не интересная мелочовка.
Понятно, что к концу года Evolute еще немного подрастет, поскольку уже в июле был открыт прием предзаказов на кроссовер Evolute i-Sky. Что касается зарубежных «электричек», то все будет зависеть от того, распространят ли на них новую сетку утильсбора. В релизах Минпромторга по этому поводу было сказано, что пока «утиль» на импортные электромобили индексации не подлежит, но что такое релизы Минпромторга… Если надо — напишут новый, но скриншот у нас останется, если что, равно как и копия сообщения в телеграм-канале Эволюта, а то потом скажут, что мы все придумали…