Американская компания Tesla приступила к строительству автозавода в Китае — предприятие возводят под Шанхаем, на территории особой экономической зоны. Церемония закладки камня в основание завода прошла в понедельник в присутствии главы Tesla Илона Маска и мэра Шанхая Ина Юна. Это будет первое производство Tesla полного цикла за пределами США (европейский дистрибьюторский центр Tesla в Нидерландах не является полноценным производством, это сборочная площадка). Завод в Китае получил название Tesla Gigafactory 3.
Разрешение на строительство Tesla получила от местных властей еще в октябре 2017 год. Маск утверждает, что предприятие возведут в рекордные сроки — первую очередь сдадут уже летом нынешнего года. Завод будет специализироваться на выпуске доступных версий компактного седана Tesla Model 3 и перспективного полноразмерного кроссовера Model Y — их планируют продавать не только в самом Китае, но и на внешних рынках.
По соглашению с властями КНР завод будет в полной собственности Tesla. Прежде правительство Китая разрешало иностранным автоконцернам создавать в стране производства только в связке с какой-либо местной компанией, при этом иностранцы не могли владеть более чем 50% доли в СП. Но с 2018 года был провозглашен курс на либерализацию правил. Полное владение заводом означает, что Tesla не придется ни с кем делиться прибылью и технологиями.
Землю под строительство завода в Китае американская компания приобрела в октябре 2018 года, сумма сделки составила $140 млн. Площадь участка — 80 га.
Первая очередь предприятия будет рассчитана на выпуск 250 тысяч электромобилей в год. Полностью законченное предприятие позволит выпускать в два раза больше машин.
Как отмечает Bloomberg, экспансия на рынок Китая может иметь жизненно важное значение для Tesla. В США с 1 января 2019 года в два раза снизили федеральный налоговый вычет на покупку электромобиля — при приобретении Tesla его сумма теперь составляет $3750 вместо $7500. По этой причине компания ожидает существенное падение продаж на американском рынке, который является для нее основным. Tesla уже снизила на $2000 цены на все свои модели в США. С июля нынешнего года налоговый вычет понизят до $1875, а с 2020 года его вовсе отменят, что означает еще большее падение спроса.
Отметим, что Китай — самый крупный рынок для электромобилей в мире. В 2016 году более 40% всех машин на электричестве были проданы в Китае. По дорогам страны сейчас уже ездят 200 млн электробайков, 3-4 млн электромобилей и более чем 300 000 электробусов.
Впрочем, сейчас экономика КНР находится не в лучшей форме — торговая война с США обернулась потерями капитала в размере $2 трлн. Как следствие, у китайских потребителей упал интерес к товарам класса luxury, к которым, безусловно, относятся электромобили Tesla. С мая по ноябрь 2018 года продажи всех новых автомобилей в Китае впервые за долгое время снижались, а не росли. По результатам всего года они также показали отрицательную динамику.
Продажи Tesla в Китае в октябре 2018 года упали до 211 единиц, хотя еще в июне их продали 3552 экземпляра. В ноябре они подросли до 393 проданных машин. Такие данные приводит Bloomberg. Причиной падения интереса являются 25-процентные пошлины на импортируемые американские автомобили, которые в прошлом году ввели власти Китая. С 1 января 2019 года пошлины, впрочем, были отменены.
Сейчас у Tesla есть только один автозавод — в городе Фримонт, Калифорния, США. Кроме того, компания владеет двумя фабриками по производству батарей, которые также расположены в Штатах. Отмечается, что производство среднеразмерных моделей Model S и Model X, а также дорогих версий Model 3, по-прежнему будет вестись в США. В Америке также будут выпускать и Model Y в топ-комплектациях.
Вид на участок, на котором построят завод:
Видео с церемонии: