Мы уже неоднократно указывали на возможность развития сценария, при котором сам Московский автомобильный завод «Москвич» сохраняется, однако марка «Москвич» прекращает свое существование. По последним данным, которыми располагает редакция Дрома и которые поступили уже от нескольких наших конфидентов, в ближайшее время именно этот сценарий и может быть реализован.
Начнем с главного. Место моделей JAC на «Москвиче» могут занять модели брендов концерна SAIC. Переговоры с китайцами вышли на финишную прямую, однако уже некоторое время менеджмент SAIC не дает финальной отмашки. Судя по всему, одним из ограничивающих факторов остаются санкции, наложенные на МАЗ «Москвич» Министерством финансов США еще в сентябре 2023 года. В связи с этим единственный вариант сотрудничества — организация промежуточного юридического звена, которое формально будет размещать заказ на «Москвиче», а «Москвич» — осуществлять контрактную сборку. Напомним, что ровно по этой же схеме работает «Моторинвест». Этот завод в Липецкой области тоже не избежал санкционных ограничений, поэтому в свое время в рамках подготовки сборки по полному циклу, которая сейчас вовсю продолжается, было организовано АО «Эвиа», о чем мы писали еще в прошлом году. Именно «Эвиа» стала заявителем на ОТТС и формальным заказчиком сборки автомобилей марки Evolute и Voyah. Во втором квартале в нашу статистику постановок на учет уже попали 1272 машины, изготовленные «под крышей» «Эвиа»: 360 Эволютов моделей i-Pro и i-Joy и 912 Voyah моделей Dream и Free.
SAIC — это огромный государственный концерн, часть производственных мощностей которого вместе со штаб-квартирой расположены в Шанхае. Откуда он взялся на «Москвиче»? Очень просто — от проекта Atom! По нашим данным, именно специалисты SAIC принимали активное участие в проектировании Атома, а у самого АО «Кама» (именно оно и развивает Atom) одно время в Шанхае располагалось конструкторское бюро (а может быть, и сейчас располагается). Возникает вопрос: а что будет с JAC? Судя по всему, с ним сотрудничество прекратится.
Некоторые наши собеседники, знакомые с положением дел на заводе, утверждают, что взаимодействие «Москвича» и JAC породило некоторые трения. К примеру, в части предоставления доступа к конструкторской документации при организации сборки по полному циклу модели Москвич 3. Собственно, именно возможным прекращением сотрудничества JAC и «Москвича» можно объяснить такой затянувшийся и пока не состоявшийся вывод на рынок Москвича 8, а равно и Москвича 5.
Что до остальных моделей, то еще по итогам первого квартала 2025 года мы указывали на обвал продаж по сравнению с четвертым. Не случилось прибавки и во втором квартале: в среднем в месяц один дилер «Москвича», коих на сегодняшний день уже более 90, продавал всего по 13-14 машин в месяц. Судя по постановкам на учет за прошедшие шесть месяцев, электрические Москвичи 3е вообще не производились. Из 822 «отверточных» Москвичей 6, реализованных с января по июнь, в 2025 году собрали только 308 (все — во втором полугодии). Само собой, доля выпущенных в 2025-м Москвичей 3 самая высокая, ибо они все-таки идут по полному циклу. Кстати, мы посмотрели несколько видеороликов наших коллег, допущенных в свое время на запуск линии сварки и окраски, и у нас возникло устойчивой ощущение, что на главном сварочном кондукторе работа ведется ровно так же, как и в 1947 году, да и сам кондуктор по конструкции недалеко ушел… Новый производственный партнер вроде бы не означает смену марки — можно выпускать модели SAIC и под маркой «Москвич». Между тем некоторые из топ-менеджеров, имевших отношение к запуску завода после ухода Renault, изначально были против возвращения советского названия. В частности, в одном из интервью на запуске Москвича 6 нам об этом рассказывал Александр Мигаль: он контролировал процесс со стороны КАМАЗа. В общем, не исключено, что марку для тех или иных нужд могут приспособить и каким-то образом использовать, а вот что случится с заводом, если SAIC в итоге откажется от сотрудничества? Чем его заменить? На этот вопрос пока ответа нет не только у нашей редакции, но и, похоже, у руководства завода.
Остается один вопрос: а какие модели SAIC начнут выпускать на «Москвиче», если, конечно, китайский менеджмент даст окончательное добро на старт проекта? Положа руку на сердце, ответим: «Не знаем!» С одной стороны, речь может идти о линейке MG, в частности, о седане MG 5 — прямом конкуренте Лады Весты и других моделях некогда успешного английского бренда. Однако дело может оказаться и почище. Вспомним, что у SAIC в Китае давнее и тесное партнерство с VW. А если с конвейера «Москвича» начнут сходить перелицованные и переименованные Фольксвагены? Вот это будет загогулина, понимаешь!