Текст: Антон Серков
Фото: Антон Серков и Алексей Яковлев
Клубы поклонников брендов формируются смолоду — спасибо маркетологам. Рекламные бюджеты вкладываются в автоспорт, телешоу, съемки фильмов. Марка Porsche помимо прочих путей использовала для «вербовки» компьютерные игры. Самой популярной из них стала Need For Speed: Porsche Unleashed, вышедшая ровно 20 лет назад. В Санкт-Петербурге 19-20 сентября на территории порта Севкабель прошла выставка немецких спорткаров, посвященная юбилею знаменитой игры и закрытию сезона Porsche Club Saint-Petersburg.
Рецепт успешной выставки одинаково прост в теории и сложен в реализации. Нужно продумать концепцию, выбрать подходящую локацию, собрать участников, организовать активности для разных возрастных групп, продумать оформление, запустить рекламу и привлечь посетителей.
Для организаторов мероприятия, команды питерского «Ротфронт Гаража», это было не впервой: год назад они уже проводили выставку Fast and Famous, посвященную янгтаймерам — редким классическим автомобилям, выпущенным 20-50 лет назад. Формат себя оправдал, поэтому площадку оставили без изменений — это выставочный павильон на территории порта Севкабель на Васильевском острове Санкт-Петербурга.
Порт Севкабель — одна из «рекультивированных» промзон на западном побережье Санкт-Петербурга. Почти еженедельно тут проходят выставки, фестивали и концерты, а само пространство «обросло» модными ресторанами и галереями магазинов. Выставка прошла в павильоне УКТ (участок кабельной тары), в котором раньше хранились катушки с кабелем. Сейчас это самое популярное место для проведения подобных мероприятий.
Сам «Ротфронт Гараж» базируется на том же острове и за два года своего существования стал культовым местом для любителей автомобильной классики, не только марки Порше. Так, самым старым экземпляром коллекции является купе Buick Special 1955 года, а компанию ему составляют янгтаймеры вроде Honda NSX и Lotus Esprit. Помимо собственно хранения тут обслуживают и реставрируют классику: в работе сразу несколько проектов от «раннего» трехдверного Range Rover до Mercedes-Benz W123. Концепция подобного автомобильного пространства подсмотрена в берлинском Classic Remise, где на территории бывшего трамвайного парка располагаются реставрационные мастерские, зоны хранения и продажи машин, магазины редких запчастей и холл для проведения мероприятий. Место, где автолюбитель может пропасть на целый день.
Повторить такое в России непросто, и «Ротфронт Гараж» пока имеет наибольшие для этого шансы. В его коллекции именно марка Porsche насчитывает наибольшее «поголовье» — это любимый бренд основателя гаража Николая. Более того, именно в Питере когорта владельцев этого бренда зародилась раньше всего: до открытия первого официального дилера в Москве спорткары ввозились через Финляндию и начинали свою российскую жизнь именно тут.
«Усы, лапы, хвост — вот мои документы!» В случае с Porsche это изречение справедливо в точности. По характерным изгибам крыльев, ниспадающей корме и дизайну дисков штутгартский бренд идентифицируется однозначно.
Сентябрьский уик-энд выдался на удивление погожим, хоть и прохладным. Для визита в Севкабель я выбрал утро воскресенья — благо двухдневный формат выставки предполагал такую возможность. И не прогадал — посетителей в утренний час было минимум, что позволило не только ознакомиться с экспонатами в спокойной обстановке, но и без очереди поиграть в тот самый Need for Speed 5 двадцатилетней давности. Делать это в окружении немецких спорткаров — действительно уникальная возможность. Для тех же, кому графика и движок той игры кажутся устаревшими, был припасен современный симулятор с продвинутыми органами управления и очками виртуальной реальности. Развитие игровых технологий налицо!
Пустой зал — боль организатора и огромное преимущество для редкого посетителя. Акция ограничена и действует в течение получаса с момента открытия. Уже спустя 10 минут игры в Need For Speed: Porsche Unleashed за мной собралась внушительная очередь.
Подобно игре, демонстрировавшей эволюцию великого бренда, экспозиция также была выстроена согласно «таймлайну». Часть машин — из коллекции «Ротфронт Гаража», остальные принадлежат членам питерского Порше Клуба. Основной зал посвящен флагману — модели 911, различные модификации которой расположились в порядке возрастания модельного года, если смотреть против часовой стрелки. Да, тут нет ранних машин Porsche 356 и первого 911 — таких экземпляров единицы, большинство из них имеют московскую «прописку».
Этот 911 G (так называется второе поколение модели) 1979 года — единственный в экспозиции гость из Москвы. Владелец Александр купил его всего пару месяцев назад и уже успел перебрать уставший двигатель. Автомобиль в режиме обкатки доехал до Петербурга своим ходом без каких-либо проблем и смог порадовать посетителей замечательным состоянием и уникальным цветом кузова.
Третье поколение (индекс 964) представлено единственным экземпляром — полноприводной Carrera 4 с двигателем 3,6 л мощностью 250 л.с. и механической коробкой передач.
993 — последнее поколение 911-го с воздушным охлаждением двигателя. Таких автомобилей в Севкабеле было два: желтый кабриолет и полноприводный Turbo в безальтернативном на тот момент кузове купе.
Зато дальнейшая модельная линейка воссоздана в точности: тут и 911SC ранних 80-х, и кабриолеты 90-х и «нулевых» годов, и версии Turbo, и даже более редкие GT-модели, и версии с кузовом Targa. Завершает ряд 911-х новейший Turbo S, поступивший к дилерам считанные недели назад. Но даже он меркнет перед «хедлайнером» выставки — трактором Porsche Standard Star. Да, полвека назад выжить на одних лишь спорткарах тоже было сложно, а время спасительных кроссоверов еще не настало — приходилось «баловаться» сельхозтехникой
Поколение 996 — «новая школа» дизайна и инженерии 911-го. В нем впервые было применено жидкостное охлаждение, биксеноновые фары, а в линейку Turbo после 15-летнего перерыва вернулась версия кабриолет. Дизайн передней оптики был раскритикован публикой, поэтому модели, выпущенные с 1998 по 2004 год, навсегда остались недолюбленными, невзирая на их техническое совершенство.
С каждым новым витком развития модели 911 Porsche удается сделать ее еще лучше — три последних поколения это подтверждают. Вместе с генерацией 991 в строй вернулась версия Targa с жесткой дугой безопасности позади сидений — дань самому первому 911-му из 60-х. После рестайлинга все версии стали оснащаться турбированными двигателями (кроме трековой GT3), а в линейку добавились версии GTS и R. С этого момента даже адепты бренда начали путаться в количестве модификаций.
Standard — вторая по производительности модификация трактора Porsche, выпускавшегося с 1956 года. Ее дизель воздушного охлаждения развивает 25 л.с., а роль сцепления выполняет гидравлическая муфта между двигателем и трансмиссией. Любопытно, что ввиду большого тиража (более 125 тысяч экземпляров) цены на такой трактор не очень высоки: аппараты в отличном состоянии продаются по $30 тысяч — дешевле почти любого 911-го, представленного на выставке!
Второй зал меньшего размера отведен для «вспомогательных» спорткаров бренда. Тут представлены «трансаксели» — переднемоторные автомобили, коробка передач у которых располагалась перед задней осью для лучшей развесовки. Это модели 924, 944 и 968, после них эпоха двухдверных Porsche с «неправильным» расположением двигателя завершилась.
Им на смену пришли «среднемоторки» в лице Boxster, а затем и Cayman, все поколения которых, включая гоночный GT4, завершили экспозицию.
Porsche 924 — первый переднемоторный автомобиль марки за всю историю, широко унифицированный с Volkswagen. Азартная управляемость не спасала от слабого 125-сильного двигателя, поэтому вскоре на смену пришла модель 944 (160 л.с.), а затем и 968 (240 сил). Любопытно, что вся линейка вплоть до середины 90-х годов оснащалась рядными четырехцилиндровыми моторами, последние версии которых имели объем аж 3,0 литра.
Мало кто знает, что первая серийная модель марки — Roadster № 1 1948 года — обладала среднемоторной компоновкой. Именно эту философию после долгого перерыва возродил Boxster, призванный спасти компанию от кризиса. Проект оказался настолько успешен, что продержался на конвейере восемь лет и со второго поколения пополнился версией купе, получившей название Cayman. Эти две модели выпускаются до сих пор в качестве спорткаров начального уровня в модельной линейке.
Выставка ориентирована на широкую аудиторию: это понятно по наличию информационных табличек рядом с каждым экспонатом — разобраться в моделях и поколениях мог любой.
Специально отведенная детская игровая зона развлекала будущих фанатов Porsche и заняла их уроками рукоделия. А взрослые могли расслабиться и полюбоваться картинами и рекламными постерами из славного прошлого марки, в то время как зал наполняла музыка от лучших коллективов Северной столицы. Причем музыка разная: от диджейских сетов до классики и народных инструментов. Организаторам удалось придать выставке уникальный колорит! Получилось уютно и одновременно празднично — так, как умеет Санкт-Петербург.
На рояль Санкт-Петербургской фабрики Якова Беккера 1906 года производства можно было не только посмотреть — о нем рассказали историческую справку, а затем его звуки заполнили все выставочное пространство.
Битва маркетологов в 90-х шла не на жизнь, а на смерть! Самые скандальные рекламные плакаты Porsche гласили: «Давайте честно: вы ведь не провели свое детство, мечтая о Nissan и Mitsubishi?» и «Если этот автомобиль вас не впечатляет, проверьте пульс. Возможно, вы мертвы». То, что тогда сходило с рук, сегодня сулит судебные тяжбы.
На весну 2021 года у «Ротфронт Гаража» большие планы: увеличить экспозицию минимум вдвое, привлечь больше интересных моделей Porsche, в том числе из других регионов. Это поднимет мероприятие на новый уровень, а вместе с ним и автомобильную культуру этого города.
Надеемся, что эпидемиологическая обстановка позволит планам реализоваться, зима пройдет быстро, и мы вновь увидимся в Санкт-Петербурге — уже на открытии нового автомобильного сезона.
Оппозитный шестицилиндровый двигатель — неизменное сердце всех спортивных Porsche. На выставке представлен мотор начала «нулевых» годов, который в разных версиях имел объем от 2,5 до 3,6 литра и устанавливался как в 911-м за задней осью, так и в Boxster перед ней.