Недавно Volkswagen полностью продал свой российский бизнес, включая дистрибуцию машин и запчастей, а также завод в Калуге, который, видимо, перепрофилируют под мебельную фабрику. Между тем российское представительство Porsche всегда вело свои дела особняком. «Порше Руссланд» не входила в «Фольксваген Груп Рус» и, в отличие от последнего, продолжает работу, хотя официально машины дилерам не отгружает: в отчете Ассоциации европейского бизнеса за первое полугодие 2023-го у Porsche стоят сплошные нули, притом что за последние три месяца 2022-го представительство отчиталось реализацией 15, 11 и 18 образцов. Директор пресс-службы «Порше Руссланд» Оксана Хартонюк уточнила, что отсутствие цифр не означает прекращения подачи сведений в АЕБ: «Мы продали все, что было на складе».
Вполне может быть, поэтому еще в 2022 году представительство впервые свалилось в минус, потеряв 241 миллион рублей, притом что в предыдущие годы «российские немцы» не закрывали год без миллиарда прибыли минимум. Пик последних лет пришелся на 2021 год, когда «Порше Руссланд» заработало 1,735 миллиарда рублей. По представительству добавим, что оно по-прежнему продолжает оплачивать дилерам гарантийный ремонт, но только тех машин, что были завезены официально и которые кончились. Дилеры по-прежнему продолжают получать запчасти с российского склада, однако идут и отгрузки из Германии — официально, через немецкую таможню, правда, речь касается только тех запчастей, которые не попали под санкции. Напомним, что по шестому пакету, введенному еще в начале июня прошлого года, к таким отнесли все стоимостью дороже 300 евро.
Между тем, как свидетельствуют данные постановок на учет в ГИБДД, которыми располагает редакция Дрома, в этом году ежемесячно в России своих покупателей находят по 70 новых автомобилей марки Porsche (с января по июнь реализовано 843 экземпляра). Торгуют ими и официальные дилеры, один из которых — «Центр Порше Москва» принадлежит представительству «Порше Руссланд». Этот дилер в 2022 году наработал на прибыль в 157 миллионов рублей. Чтобы закрыть тему представительства, отметим, что из 25 дилерских центров, работавших до начала украинских событий, все 25 остаются действующими, в том числе и «Порше Центр Таганка», от которого на днях мы получили приглашение на беседу с генеральным директором Алексеем Забелкиным.
Инфоповодом стало завершение реконструкции самого дилерского здания в соответствии с введенными несколько лет назад стандартами Porsche Destination. Примечательны, собственно, не сам ремонт и перестройка клиентской зоны (теперь заказать машину можно в более уютной обстановке, чем раньше), а тот факт, что ремонтные работы начались еще полтора года назад, то есть до украинских событий, и не были заморожены. Если верить отчетности, «Порше Центр Таганка» (юрлицо ООО «Автоспеццентр Спорт») вполне успешно ведет деятельность в текущих условиях, по крайней мере, полмиллиарда прибыли в его активе за 2022 год есть. Другое дело, что в целом весь автомобильный бизнес сильно закредитован и, судя по всему, активы находится в залоге. Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что 85-процентная доля «АСЦ-Холдинга» в «Порше Центре Таганка» и 15-процентная «Инфавто» находятся под обременением.
Опять же косвенно Алексей Забелкин подтверждает, что в нынешних условиях дилеры самостоятельно формируют склад по автомобилям: сейчас «Порше Центр Таганка» поддерживает объем в 40-50 машин ежемесячно, притом что продается в среднем около 20, то есть весьма большие средства находятся в замороженном состоянии. Кстати, до начала украинских событий салон реализовывал по 70-80 новых машин ежемесячно. Похожая история и с запчастями, склад которых до февраля прошлого года дилер поддерживал самостоятельно. Только тогда речь шла об объеме, эквивалентном 60 млн рублей, сейчас нужно «держать» уже 120 млн рублей. Собственно, в помещениях дилера мы видели кузовные запчасти — капоты, крылья и прочие, выпущенные в Словакии в феврале-марте нынешнего года, так что поток запчастей есть и клиенты не останутся один на один с проблемой.
Однако какими автомобилями идет торговля? Очень просто — «параллельными». Покупка, как и у всех, через европейские компании-«прокладки». Этим же путем поставляют в Россию и запчасти дороже 300 евро. А что с гарантией? По закону «О защите прав потребителей» продавец или производитель обязан предоставить гарантию в два года — у «Порше Центра Таганка» она оформлена через страховку. О таком способе мы много раз писали: в цену автомобиля включают 50 000 рублей (из расчета 25 000 — за год страховки), и если что-то сломается, то денежки будет платить страховая, если, конечно, придет к выводу, что речь идет о ремонте в рамках гарантии.
Чем еще живет дилер? Как свидетельствует Алексей, за последний год существенно вырос средний чек за обслуживание, но не за счет роста стоимости нормо-часа или ослабления рубля, а за счет количества самих нормо-часов: клиентам предлагают провести больше операций. Само собой, мы поинтересовались и влиянием на бизнес грядущего повышения утильсбора. Алексей ответил: «Мы в прошлом месяце продали один 911-й за 20 миллионов рублей. С учетом нового «утиля» он подорожает на 500 тысяч. Отказался бы покупатель, узнав о такой наценке? Вряд ли». Между тем долгосрочное влияние повышения утильсбора Алексей комментировать не решился.
Остается добавить, что в структуре продаж «Порше Центра Таганка» увеличилась доля подержанных машин: в придачу к 20 новым салон продает еще и 30 подержанных, парк которых пополняется в основном за счет трейд-ин.