На днях мне позвонила одна знакомая и предложила прокатиться до бывшего завода «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» (ныне просто «МБ Рус Мануфэкчуринг»), что в индустриальном парке «Есипово» близ деревни Ложки Московской области. «Неужели, — спрашиваю, — за забором стоит множество собранных Exeed?» «А вот и нет, — отвечает она, — не только». В общем, пришлось все бросить и поехать. На месте действительно обнаружились не только Эксиды — смотрим на фото.
По длинной стороне сразу за забором, напротив одного из цехов, вереницей выстроились полноразмерные кроссоверы, которые по нашей базе постановок на учет проходят как Lixiang L9, но правильнее их называть Li L9: Li Xiang — это миллиардер и основатель компании, которая сегодня называется Li Auto.
Li Auto начала массовый выпуск автомобилей в 2019 году и сейчас продает приличные даже для Китая объемы. С января по апрель 2024-го Li Auto отгрузила дилерам Поднебесной более 106 тысяч машин. Обратите внимание, что автомобили, стоящие вдоль забора, не заперты. Посмотреть бы на них наклейку с VIN-номером…
Первая же попытка получить официальный комментарий по наличию Lixiang на площадке предприятия окончилась неудачей: «Мы используем территорию завода как склад». Ну что ж, так поступать, конечно, никто не запрещает, только вот я насчитал всего 50-60 штук Li L9, а для поддержания потребностей дилеров этого совсем недостаточно. Напомню, что, по данным редакции Дрома, в первом квартале 2024 года на учет встали 8049 автомобилей Lixiang — марка вошла в топ-10 брендов российского рынка. Из указанного объема 1399 машин были выпущены в текущем году, остальные — в 2023-м, есть даже три образца 2022-го. Для сравнения: Москвичи за то же время разошлись тиражом менее чем в пять тысяч, Омоды — в десять тысяч с хвостиком. В общем, «склад» из 50 машин — это ни о чем, это не склад.
Если предположить, что эти Лисяны собраны на подмосковном заводе, какой может быть идея бизнес-модели? Очень простой: напомним, что с 1 февраля 2024 года у импортеров пропала возможность завозить китайские «электрички» и гибриды по процедуре параллельного импорта. Что остается делать? Если гнать через частников по СБКТС и продавать как формально подержанные, то столько частников просто не напасешься. С другой стороны, сумма, на которую увеличится стоимость собранной в РФ машины методом прикручивания гаек, в цене Лисянов будет невысока, поскольку модели Li Auto подаются как люксовые, то есть дорогие и с высокой маржой. При этом машинокомплекты-DKD, которые идут через границу как готовые автомобили, можно получать в любых количествах — китайцы будут только рады.
Напомним, что не только завод Mercedes-Benz в «Есипово», но и бывшее представительство «Мерседес-Бенц Рус» (ныне «МБ Рус») сейчас принадлежат «Автодому», при этом «МБ Рус» успешно и не первый год торгует Лисянами. В этом смысле дело остается за малым: заключить контракт на поставку DKD-комплектов — автомобилей, которые были произведены в Китае, затем разобраны со снятием бамперов, подвесок, силового агрегата, упакованы в ящики и отправлены адресату. И после этого можно сколь угодно долго крутить на территории «склада» гайки. Затея точно выгорит, ибо, судя по тому, с какой радостью наш покупатель накинулся на Li Auto, ему уже и Мерседесы не нужны… В первом квартале дорогие россияне приобрели всего-навсего 1725 Мерседесов, из которых только 106 выпущены в 2024 году.
Впрочем, сейчас на территории бывшего немецкого завода есть и Мерседесы — они стоят в фирменных «маскхалатах» для транспортировки на автовозах. У нескольких машин на колесах (при взгляде через «длинный» объектив) совершенно отчетливо видны не только эмблемы, но и фирменные надписи. К примеру, на этом фото — кроссоверы в исполнении AMG. Эти машины здесь точно на складе в ожидании отправки до дилера. Завозить Мерседесы по параллельному импорту можно в любых количествах.
Короче говоря, посмотрел я на это дело и решил позвонить коллеге Цыганову — многолетнему автору Дрома и основателю «Автопотока». Он хотя и не слышал о готовящейся сборке в «Есипово» моделей конкретно марки Li Auto, но несколько конфидентов говорили ему, что еще в прошлом году рассматривалась некая вторая марка наряду с Exeed. При этом, по моей информации, эта вторая марка — из тех, что в России не была никогда представлена официально, то есть Li Auto под это дело вполне подпадает.
Между тем, если держать в голове возможность использования оборудования, оставшегося от немцев, то других вариантов, кроме как поставки комплектов под сварку кузова с китайского завода Beijing-Benz (это совместное предприятие Daimler и BAIC в Пекине), просто нет. Вряд ли весь сварочно-окрасочный комплекс, на котором успели освоить E-Class, GLE-Class, GLS-Class, а также GLC-Class, можно приспособить под что-то другое: слишком больших инвестиций потребует технологическая переподготовка производства в части проектирования и изготовления новой оснастки, настройки электроники, которая управляет всеми техпроцессами, и т. д.
Теперь — к Exeed. У этого бренда бизнес-схема со сборкой в Подмосковье не срастается, и чтобы это понять, вовсе не требовалось выпускать «предновогоднюю» партию все тем же отверточным методом. Тут дело не только в утильсборе — китайцы (в том числе и на некоторые модели Chery) его компенсируют, предлагая прямую скидку. Дело в том, что «отвертка» по контракту — это двойная потеря денег. Напомним, что ни «Автодом», ни сам завод не будут ни импортировать, ни продавать через свои структуры эти Эксиды: заказчиком сборки стало российское представительство Chery «Чери Автомобили Рус».
Чтобы бухгалтерия сошлась, тот же Exeed TLX, собранный в России из DKD-комплектов, нужно продавать не по 4,2-4,4 млн рублей, а по 5,5-6,0, только за эти деньги он никому не нужен, да и выгоды нет никакой — импортировать дешевле. Что касается локализации, необходимой для полной компенсации утильсбора, ее на моделях Exeed в России не будет никогда — китайцы не дадут варить кузова на моделях своей люксовой марки. На Чери и Омоде — пожалуйста, на Эксидах — нет. По крайней мере, так мне говорят люди, знакомые с позицией штаб-квартиры Chery по этому вопросу.
Само собой, на территории «МБ Рус Мануфэкчуринг» я обнаружил множество Эксидов — в основном TLX. Одобрение типа транспортного средства выпуска российского предприятия на TLX (тип М51) действует с 3 мая, а на Exeed VX (тип М52) российского выпуска — с 7 мая 2024 года. Не исключено, что по итогам второго квартала отверточную партию Эксидов пустят в продажу — мы увидим это по имеющейся у нас статистике постановок на учет.
Сейчас большинство собранных Эксидов стоят на заводской площадке с заклеенными надписями и шильдиками.
А вот на этой машине буквы не заклеили, правда, мы бы ее все равно узнали — это Exeed RX, и сертификата по ней пока нет. У нее на лобовом стекле в правом нижнем углу белым маркером написано: «Не трогать, досмотр». Неужели этот экземпляр собран и его готовят для оформления ОТТС? Или сертификация по нему уже идет?.. Скоро узнаем.
В завершение добавим, что в 2023 году бывший завод Mercedes-Benz вылетел в минус на 1,3 млрд рублей — это немного. Напомним, что бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге принес в 2023 году 13,6 млрд убытков, а бывший завод Hyundai — 16,5 млрд. Однако такой маленький убыток вовсе не означает, что «Автодом» готов держать предприятие в простое еще год или два, тем более что и сам «Автодом» в прошлом году просел в финансовом плане. Если в 2020-м, 2021-м и 2022-м он в среднем в год приносил владельцам по 2 млрд рублей, то в 2023-м прибыль упала до 50 млн. Не связано ли это с покупкой российского бизнеса Mercedes-Benz в апреле прошлого года?
Ну и самое главное. Обращаем внимание администрации завода, что в заборе имеется лаз, через который может совершенно свободно проникнуть на территорию взрослый человек. При немцах, небось, такого не было…
Для полноты картины напомним, что самым популярным Лисяном в России в первом квартале стал среднеразмерный L7 с результатом 4073 машины. За ним следует полноразмерный L9, который нашел 3904 покупателя. L8 имел очень слабый сбыт — только 70 машин, и две штуки осталось с 2022 года, когда еще выпускали Li One.
Фото: Сергей Арбузов / drom.ru