Большая автомобильная конференция «Автостата» ForAuto-2025, прошедшая в столице 13 февраля, выдалась чрезвычайно насыщенной и самой представительной по уровню спикеров за последние два года. Обсуждались итоги 2024 года, продажи января 2025-го, отдельная секция была посвящена и электромобилям. Одним из выступавших стал вице-президент АВТОВАЗа по продажам и маркетингу Дмитрий Костромин, и мы не упустили случая задать Дмитрию несколько вопросов, касающихся электрической модели Lada e-Largus. Напомним, что отечественный автогигант заявлял о старте промышленного производства Lada e-Largus еще в сентябре 2024 года, однако ни одной машины до 31 декабря так и не было продано.
Сергей Арбузов: Дмитрий, почему мы не видим электрический Ларгус в постановках на учет в ГАИ?
Дмитрий Костромин: Поставленную перед нами государством задачу по разработке и освоению производства электрической модели мы выполнили. Вопрос цены. Цены, которые мы озвучили, скажем так, непростые для реализации этой машины, особенно с учетом конкуренции со стороны китайских производителей. Хорошо, что утильсбор на все электромобили с 1 января этого года подняли, сейчас посмотрим, как рынок будет отыгрывать это.
С. А.: Да, три миллиона многовато. В этом году хотя бы одна машина уже продана?
Д. К.: Да, первый автомобиль встал на регистрацию в ГАИ совсем недавно. Следующая партия встанет в апреле.
С. А.: Это будут экземпляры, предназначенные для опытной эксплуатации, или переданные покупателям, которые заплатили за них?
Д. К.: Речь идет уже о конечных потребителях. Мы договорились с дилерской сетью, что с учетом специфики продукта нужно в первую очередь работать на корпоративного клиента: e-Largus мы производим только под заказ.
С. А.: Многие дилеры говорят, что они не прошли обучение по электрическому Ларгусу.
Д. К.: Обучение, безусловно, мы провели, потому что клиент будет приезжать на обслуживание. Да, мы не всех дилеров по нему обучали, не было смысла привлекать небольших. У нас есть рейтинг дилеров по качеству постпродажного обслуживания: большой объем работ, мало жалоб, хорошие отзывы клиентов, какой оборот запчастей и много других факторов. В том числе как они обучили по CNG-модели. Мы сейчас ее, кстати, перезапускаем, там же тоже специфика, персоналу необходимо получить специальные допуски к ремонту автомобиля. Как и по электрическому e-Largus.
С. А.: Что с актом экспертизы Торгово-промышленной палаты — сколько у электрического Ларгуса локализационных баллов? На какую компенсацию рассчитываете? Набираете ли вы до целевой планки, которая с этого года поднялась до 3700 баллов?
Д. К.: Навскидку не скажу, необходимо свериться с коллегами. Около 3700 баллов. По прошлому году мы точно набирали максимальное количество баллов и проходили по максимальной скидке.
С. А.: Какие у вас дальнейшие планы на этот электрический Ларгус: утильсбором государство уже помогло, что нужно еще сделать, чтобы реально запустить производство?
Д. К.: Сейчас доля рынка у электрических моделей — один процент. В нашем, «автовазовском» масштабе это вообще ни о чем. Мы работаем с большими масштабами. Повторюсь, электрический Largus — продукт нишевый. Правительством и президентом ставилась задача — создать машину, померить, сколько она стоит, выявить сложности, которые могут возникнуть при ее серийном производстве. Мы это выполнили, всю наработанную базу данных передали: все сложности, которые есть при производстве, почему такая цена, если мы говорим про развитие электротранспорта в России и локализацию внутри страны, какие задачи нужно решить на государственном и законодательном уровне.
С. А.: Воспользуюсь случаем и задам еще пару вопросов не по электрической теме: когда начнутся отгрузки Весты с 6-ступенчатой коробкой? Внесли ли изменения в ОТТС?
Д. К.: Отгрузка дилерам уже началась.
С. А.: Дилеры говорят, что нет документации по этой коробке.
Д. К.: Нет, мы по ней уже обучение провели.
С. А.: Я обзвонил своих товарищей в дилерских центрах Lada, они говорят, что АВТОВАЗ отгружает по оговоренным объемам только Гранты и Нивы, а по Вестам и Ларгусам отгрузка идет непрогнозируемо: машин может быть как меньше того объема, который готов взять дилер, так и больше. Сетуют, что трудно работать…
Д. К.: Звучит как претензия. Назовите мне этих дилеров — я им тут же отгружу то количество Lada Vesta, которое они хотят.
С. А.: Открыли заказы по Искре?
Д. К.: Нет, по Весте и Ларгусу сейчас откроем на апрель.
С. А.: Почему вы делаете поддержку продаж Весты только с вариатором, а исполнений с ручной коробкой — нет? Возникает ощущение, что по договору с китайской стороной вы должны выкупить определенный объем этих вариаторов, поэтому всячески стараетесь подстегнуть сбыт.
Д. К.: Здесь мы подстраиваемся под рынок. Поддерживать спрос на Vesta с ручными коробками пока нет нужды.
С. А.: Что ж, удачи в делах!
Д. К.: Спасибо!