Для начала — несколько общих цифр. В августе 2022 года дилеры продали в России 41 698 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что больше, чем в июле (32 412 шт.), июне (27 761 шт.), мае (24 268 шт.) и апреле (32 706 шт.). Однако августовский показатель меньше мартовского (55 129 шт.). Напомним, что в том месяце многие дилеры (по крайней мере в Москве) останавливали продажи на некоторое время, в том числе из-за возникшей паники и неопределенности с ценами.
Тот факт, что август стал лучшим за последние пять месяцев, и третьим месяцем роста, вовсе не повод радоваться и впадать в ложный оптимизм. Положение в нашем автопроме не улучшается, а ухудшается: заводы в массе своей продолжают простаивать, а некоторое оживление достигнуто исключительно за счет восстановления сборки Granta и Niva на тольяттинской площадке АВТОВАЗа и нескольких китайских моделей. Собственно, до показателей августа 2021 года еще как до Луны: тогда дилеры реализовали 114 130 машин. На всю тяжесть положения должно указывать то обстоятельство, что в первой десятке самых популярных моделей нынешнего года семь наименований уже не производятся! К слову, в таблице «25 самых продаваемых» моделей в пресс-релизе АЕБ обнаружилась ошибка: на 19-й строчке здесь расположился кроссовер Chery Tiggo 7Pro. Якобы с января по август он разошелся тиражом в 5141 образец. На самом деле это цифра не за восемь месяцев, а только за полугодие: напомним, что Chery/Exeed с некоторых пор подает данные по сбыту раз в квартал, также как BMW, Mercedes-Benz и Mini.
Между тем смотреть надо не на штуки, а на проценты, то есть на рыночную долю, которая у «китайцев» (в отсутствие продаж конкурентов) растет как на дрожжах. Haval в первые восемь месяцев увеличил этот показатель в два раза — с 2,1 до 4,0%, в том числе и за счет увеличения сбыта. Однако мы в который раз фиксируем, что Haval делает это в основном за счет своей самой дешевой модели Jolion: по сравнению с маем нынешнего года ее продажи выросли почти в пять раз (1921 шт. против 425 шт.), при этом продажи в паре F7 и F7x — только в два и полтора раза соответственно. Отметим, что отсутствие данных по моделям Chery не позволяет говорить о лидерстве Jolion в «китайском сегменте», так что ждем цифр за три квартала. А вот полноразмерный кроссовер Dargo (видимо, в силу своей дороговизны) пока не вносит существенного вклада в рост Haval. Настолько, что в августе он нашел меньше покупателей, чем в июле, — 217 машин против 258! По Haval остается добавить, что продажи в августе относительно июля выросли почти вдвое (2990 шт. против 1973) и даже опередили показатель августа 2021 года — 2373 шт.
Geely увеличила долю в январе — августе с 1,3 до 2,9% по сравнению с прошлым годом, правда, относительно июля прибавка небольшая — 1990 шт. против 1902. Лидером остается Coolray (1035 шт.), который вдвое опережает Atlas Pro (515 шт.) и Tugella (407 шт.). При этом продажи августа 2021 года пока не перебиты — тогда дилеры реализовали 2165 автомобилей.
Однако не все «китайцы» так хорошо себя чувствуют: совершенно неожиданно провалился Changan, продавший в августе в два раза меньше машин, чем в июле, — 278 против 523. При этом после впечатляющего старта UNI-K модель резко просела. Напомним, что в первый полный месяц продаж — июль дилеры реализовали 228 образцов, а вот в августе — только 43. Впрочем, вероятно, менеджмент просто неверно рассчитал объемы импорта — и через некоторое время сбыт пойдет в гору. Однако просели и все остальные модели, за исключением CS55. Еще одна подробность по «китайцам» — неожиданно взлетел GAC: в мае, июне и июле нынешнего года дилеры продали всего 17 машин, что указывало на полное опустошение складов, однако в августе продавцы резко нарастили объемы, продав 25 компактных кроссоверов GS5 и 52 полноразмерных GS8. Видимо, пришла свежая партия.
Блистательные результаты показывает отечественный УАЗ, не отставая от «китайцев» по росту доли: 3,4% против 1,8. К сожалению, эта цифра не внушает оптимизма. Дело в том, что еще недавно гендиректор компании жаловался на рост себестоимости выпуска машин на треть — в связи с украинскими событиями, при этом завод готов отгружать их с колоссальными скидками. Точнее даже сказать, с «шокирующими» — именно это слово использовала пресс-служба для заголовка публикации в группе VK. Возникают эти скидки в том числе за счет программ господдержки, средства на которые прежде шли от отчислений по утильсбору, а сейчас идут из других бюджетных источников. Возникает парадоксальная ситуация, при которой люди, не покупающие УАЗы (вероятно, даже вовсе и не автомобилисты), фактически спонсируют тех, кто покупает УАЗы… Картина омрачается за счет увеличения объема продаж (и как следствие — доли в линейке бренда) самой «современной» модели ульяновского завода — «Буханки», о чем мы уже много раз писали. Сейчас в паре Patriot/«Буханка» сбыт машины вагонной компоновки занимает уже 64%. При этом в целом УАЗ показал в августе лучшие цифры по 2022 году, опередив результат марта: 2491 шт. против 2206. При этом до августа 2021 года марка пока недотянула — тогда было куплено 2720 машин.
Дилеры Lada продали в августе 18 087 машин, что стало вторым результатом нынешнего года против рекордного февраля (22 378 шт.). При этом марка едва недотянула до августа 2021 года (19 428 шт.). Зато в отсутствие ижевской Vesta тольяттинская Гранта бьет рекорды: если в прошлом августе она нашла только 5007 покупателей, то в нынешнем — 11 580.
За ситуацией по прочим брендам мы отсылаем к таблицам, отметим только, что некоторые азиатские некитайские марки начали активно завозить из Южной Кореи и Японии новые модели. Об этом мы подробнее расскажем в нашем большом репортаже по итогам первых трех кварталов.
Самые востребованные модели новых автомобилей в РФ в августе 2022 года
№ | Модель | Август | ||
---|---|---|---|---|
2022 | 2021 | Разница | ||
1 | Lada Granta | 11 580 | 5007 | +6573 |
2 | Lada Niva | 2327 | 3438 | -1111 |
3 | Lada Vesta | 2221 | 6882 | -4661 |
4 | Haval Jolion | 1921 | 694 | +1227 |
5 | Geely Coolray | 1035 | 760 | +275 |
6 | Kia Rio | 1015 | 6195 | -5180 |
7 | Lada Largus | 928 | 1887 | -959 |
8 | Hyundai Creta | 796 | 5502 | -4706 |
9 | Kia Seltos | 688 | 1358 | -670 |
10 | UAZ Patriot | 676 | 1017 | -341 |
11 | Renault Logan | 603 | 1730 | -1127 |
12 | Hyundai Tucson | 586 | 1584 | -998 |
13 | Kia Sportage | 517 | 1967 | -1450 |
14 | Geely Atlas Pro | 515 | — | — |
15 | Hyundai Santa Fe | 490 | 962 | -472 |
16 | Volkswagen Polo | 424 | 2747 | -2323 |
17 | Kia Cerato | 414 | 923 | -509 |
18 | Haval F7 | 408 | 655 | -247 |
19 | Geely Tugella | 407 | 125 | +282 |
20 | Skoda Rapid II | 394 | 2326 | -1932 |
21 | Lada XRAY | 385 | 1268 | -883 |
22 | Hyundai Sonata | 378 | 703 | -325 |
23 | Renault Duster | 370 | 3592 | -3222 |
24 | Kia Soul | 367 | 685 | -318 |
25 | Renault Sandero | 366 | 1068 | -702 |
Продажи новых автомобилей в августе 2022 года по маркам:
№ | Марка | Август | ||
---|---|---|---|---|
2022 | 2021 | Разница | ||
1 | Lada | 18 087 | 19 428 | -7% |
2 | Kia | 4004 | 17 277 | -77% |
3 | Haval | 2990 | 2373 | +26% |
4 | ГАЗ ком. авт. | 2907 | 5161 | -44% |
5 | Hyundai | 2892 | 14 106 | -79% |
6 | УАЗ | 2491 | 2720 | -8% |
7 | Geely | 1990 | 2165 | -8% |
8 | Renault | 1736 | 9699 | -82% |
9 | Skoda | 640 | 5497 | -88% |
10 | Volkswagen | 534 | 6754 | -92% |
11 | Mitsubishi | 468 | 1598 | -71% |
12 | Mazda | 416 | 1913 | -78% |
13 | DFM | 280 | 103 | +172% |
14 | Changan | 278 | 347 | -20% |
15 | Nissan | 251 | 2770 | -91% |
16 | FAW | 235 | 347 | -32% |
17 | Toyota | 221 | 6848 | -97% |
18 | Peugeot | 169 | 675 | -75% |
19 | Ford ком. авт. | 156 | 1914 | -92% |
20 | Great Wall | 140 | — | — |
21 | Genesis | 109 | 418 | -74% |
22 | Audi | 108 | 1651 | -93% |
23 | Citroen | 98 | 341 | -71% |
24 | GAC | 77 | 72 | +7% |
25 | Jeep | 62 | 153 | -59% |
26 | Subaru | 57 | 433 | -87% |
27 | Suzuki | 51 | 918 | -94% |
28 | Opel | 44 | 193 | -77% |
29 | Infiniti | 27 | 107 | -75% |
30 | Isuzu | 25 | 104 | -76% |
31 | Lifan | 24 | 54 | -56% |
32 | Honda | 23 | 110 | -79% |
33 | Porsche | 22 | 359 | -94% |
34 | Land Rover | 18 | 428 | -96% |
35 | Lexus | 16 | 1957 | -99% |
36 | Iveco | 15 | 20 | -25% |
37 | Hino | 11 | — | — |
38 | Volvo | 11 | 986 | -99% |
39 | VW ком. авт. | 9 | 292 | -97% |
40 | Jaguar | 4 | 72 | -94% |
41 | FIAT | 2 | 113 | -98% |
42 | Ford | 0 | 0 | — |
43 | Brilliance | 0 | 7 | — |
44 | Foton | 0 | 1 | — |
45 | Zotye | 0 | 2 | — |
46 | Cadillac | нет данных | 315 | — |
47 | Chevrolet | нет данных | 69 | — |
48 | Chrysler | — | — | — |
49 | Hyundai ком. авт. | — | — | — |
ИТОГО | 41 698 | 110 870 | -62,4% |