Новостные ленты автомобильных СМИ и тематических каналов в соцсетях на днях облетели фотоснимки предназначенных к утилизации электромобилей Jaguar I-Pace на свалке в Британии. Электромобилей с виду совершенно новых, но признанных непригодными к эксплуатации и представляющих серьезную общественную угрозу. И каверза не только в том, что даже самым старым списанным в утиль Jaguar I-Pace меньше семи лет.
Все началось в 2018 году, когда Jaguar Land Rover под восторженные возгласы явил миру I-Pace, первый промышленно выпускаемый электромобиль старого автомобильного премиум-бренда. Эдакий братский привет с другого берега американской Tesla, которую уже несколько лет изо всех сил продвигали с помощью голливудской богемы.
СМИ немедленно вознесли I-Pace на самый верх общественного внимания — машине присудили премию «Всемирный автомобиль 2019 года» WCOTY-2019. Награды за дизайн, новации и экологичность лились на Jaguar I-Pace проливным дождем. Благодаря развернутым во всю ширь финансовым стимулам I-Pace на первых порах пользовался неплохим спросом на европейском рынке. Хотя с выходом конкурирующих моделей немецких марок продажи I-Pace постепенно сползли до привычного для Jaguar низкого уровня. А когда в конце прошлого года было объявлено, что производство I-Pace будет прекращено в 2025 году, этого уже не заметил никто.
В историю I-Pace бесспорно войдет как самый провальный продукт Jaguar. И дело вовсе не в уровне продаж, для компании Jaguar убыточность — это привычное состояние дел, в котором она пребывает перманентно последние четыре десятка лет при любом руководстве, любых собственниках, любых антикризисных планах и с любой линейкой продуктов. Дело в том, что I- Pace как никакой другой электромобиль его поры ассоциируется с самовоспламенением — главным страхом потребителя перед покупкой электромобиля. Jaguar Land Rover безуспешно пытался решить эту проблему всеми возможными способами, регулярно надоедая владельцам I-Pace отзывными кампаниями. И в конечном итоге выбросив белый флаг в конце прошлого года английская компания пошла на радикальные меры — выкупила обратно для утилизации все находящиеся на гарантии I-Pace. Разумеется, проданные только в странах достойных по оценке компании такого внимания — в США, Британии, государствах ЕС.