Мы продолжаем точечно подводить итоги первого полугодия по брендам, не подающим данные в Ассоциацию европейского бизнеса, и обращаемся к результатам JAC, машины которой стали донорами и для бренда Москвич, и для бренда Sollers. В первом полугодии 2023-го марка показала сильнейший рост: своих покупателей нашли 4394 автомобиля, притом что с января по июнь 2022-го было реализовано только… 395. То есть налицо более чем десятикратный рост, притом что модельный ряд относительно прошлого года не изменился.
Начнем с официально не существующей в России модели JAC JS4 — она же Москвич 3. На официальном сайте JAC она не представлена, зато дилеры потихоньку ею приторговывают. В статистику по первому полугодию попали 516 образцов, но все это машины прошлого года выпуска. Напомним, что у КАМАЗа, который стал производственным партнером «Москвича» (точнее, «Москвич» стал филиалом КАМАЗа), возникли претензии к штаб-квартире JAC, поэтому партия уже завезенных и анонсированных к реализации экземпляров JS4 сначала подвисла, но затем ее решили сбыть по-тихому. То есть фактически сейчас продаются две модели с разными названиями и под разными брендами. Цены на JS4 практически те же, что и на Москвич 3, в салонах автомобиль есть в наличии — мы неоднократно видели его при наших объездах дилеров. Другое дело, что JS4 — это временный фактор: в первом полугодии завоза из Китая не было и, вероятно, не будет.
Логично предположить, что с запуском Москвича 6, который уже не за горами, с рынка уберут и JAC J7. Напомним, что в Китае модель продается под двумя названиями — A5 Plus и Sehol, но с разными силовыми установками (на A5 Plus они слабее). Кроме того, машины отличаются фарами, решеткой радиатора и бампером. Вполне может быть, этот фактор поможет менеджменту JAC отстоять J7, тем более что на него приходится львиная доля продаж — 63%. Во многом это случилось благодаря ценовой политике: у некоторых дилеров исполнение с ручной коробкой до сих пор можно найти по два миллиона рублей. Если российскому представительству JAC спустят директиву о закрытии J7, это нанесет тяжелый удар по бизнесу. Кстати говоря, больше половины, а точнее, 1526 из 2800, проданных образцов J7 ушли к корпоративным клиентам — в первую очередь в такси. При этом доля машин, выпущенных в 2022 и 2021 годах, у J7 невелика — всего 12%. Проще говоря, лифтбек J7 — это единственный ликвидный на сегодняшний день товар в легковой российской линейке JAC.
Второе и третье места делят компактный кроссовер JS6 и пикап Т6 с результатом 523 и 455 экземпляров соответственно. По JS6 картина следующая: с января по май реализовано только 53 машины 2023 года выпуска, все остальные изготовлены в прошлом году. О чем это говорит, сказать трудно: вероятно, менеджмент не сориентировался и не разместил вовремя заказ на производстве. А вот у пикапа все иначе: 350 машин, то есть больше половины из проданного, выпущены в нынешнем году.
Отметим, что на российском сайте все еще представлен электромобиль iEV7S, а вот, по данным ГИБДД, на учет в первом полугодии не встал ни один экземпляр. Похожая история — с субкомпактным кроссовером S3, рестайлинговая версия которого уже вовсю продается в Казахстане под названием S3Pro: на сайте модель есть, а в продаже — уже нет. Всего в этом году реализовано 14 образцов S3, при этом в июне сбыта уже не было, видимо, складские запасы S3 иссякли. Логично предположить, что рестайлинговую версию завезут и к нам, тем более что ОТТС казахского выпуска у нас действует. Еще один присутствующий на сайте автомобиль — пикап T8 Pro пока остается призраком: зарегистрированы всего несколько экземпляров.
Интересно проследить динамику продаж JAC в первом полугодии. Если в январе и феврале дилеры продали 305 и 272 машины, то в марте сбыт взлетел до 617, а в апреле поднялся еще наполовину — до 985 штук. В мае статистика зафиксировала небольшой отскок, зато в июне случился рекорд месячного сбыта за всю историю марки в России — 1319 образцов. Это говорит о том, что потолка у JAC пока не видно и, если с рынка не уберут J7, марка продолжит рост.