Несколько импортеров, предлагающих новые автомобили на российском рынке, не передают данные по продажам в Ассоциацию европейского бизнеса (АЕБ), отчего возникает путаница: часто их не учитывают в аналитике и вообще не считают за полноценных игроков. Между тем узнать о результатах деятельности таких компаний можно по постановкам машин на учет в ГИБДД, чем мы и воспользуемся.
Итак, в 2020 году в России были поставлены на учет 683 новых автомобиля JAC. Пусть и ненамного, но это хуже продаж 2019-го, когда дилеры бренда сумели реализовать 697 машин. Такой результат должен внушать опасения менеджменту бренда в РФ, поскольку падение совершенно точно нельзя списать на действие пандемии. Дело в том, что первые экземпляры пикапа Т6 встали на учет в ноябре 2019-го. Проще говоря, в 2019-м JAC работал в две модели, а в 2020-м — уже в три. Более того, линейку пополнила пусть и не востребованная, но все же новинка — электромобиль JAC iEV7S. Сразу отметим, что своего вклада она не внесла. В 2020-м JAC iEV7S ценой 2,3 млн рублей нашел всего трех покупателей, да и те корпоративные клиенты: в январе 2020-го на учет встали две машины и в августе — одна. Именно этот «августовский» экземпляр и был на нашем тест-драйве осенью прошлого года.
В целом корпоративные клиенты практически не интересуются Джаками: на их долю приходится лишь 11,5% в структуре продаж бренда. Вроде бы неплохо, однако при таких незначительных объемах большая часть машин, если не вся, наверняка ушла к дилерам, коих у JAC по всей России насчитывается 62 штуки (в том числе и ремонтных). Интересно, что марка представлена и в восточных регионах: уполномоченные организации открыты на Камчатке, в Хабаровске, Иркутске, Красноярске, Абакане.
Очевидно, что на падение интереса к JAC повлиял утильсбор, который правительство взвинтило с 1 января 2020 года. С того времени за ввезенный в РФ новый автомобиль, оснащенный двигателем свыше 1000 и не более 2000 куб. см рабочего объема, нужно заплатить без малого 178 тысяч рублей. Отметим, что все машины JAC, представленные в нашей стране, как раз и оснащаются такими агрегатами. Напомним, JAC, предназначенные для российского рынка, фирма импортирует из Казахстана, где их собирают на предприятии «СарыаркаАвтопром» по полному циклу. Наш южный сосед хотя и имеет с Россией беспошлинный режим, однако это не освобождает его от уплаты утилизационного сбора. Как нам сообщили в пресс-службе JAC, «утиль» платит либо сам сборочный завод, либо представительство — все зависит от того, где автомобили проходят таможню. Скажем, среднеразмерный кроссовер S7, который ожидается в РФ в ближайшее время, таможат в Екатеринбурге, и утиль на него платит завод. Каким образом JAC компенсирует эти платежи и удерживает цену на свои машины на относительно низком уровне, сказать трудно.
Зная о повышении утильсбора, менеджмент принял решение загодя «забить склады», чтобы в 2020-м обеспечить сбыт по более низким ценам, куда был включен еще прежний утильсбор. Именно поэтому в 2020-м существенную часть проданных в России машин JAC (408 штук) составили экземпляры 2019 года выпуска. Из них больше половины, а именно 171 штука, пришлось на пикап Т6, притом что в ноябре и декабре 2019-го продали всего 28 машин. Интересно, что пикап не стал самым востребованным автомобилем JAC в России в 2020 году — его выбрали 229 человек (33,5% продаж), в то время как 317 (46%) уехали из салонов на субкомпактном кроссовере S3. Именно S3 был главной ударной силой бренда и в 2019-м, однако в 2020-м он потерял более 30% поклонников. Компактный кроссовер S5 рухнул аж на 46%.
В этом году JAC снова пополнил модельную линейку в России за счет среднеразмерного седана J7, побывавшего в январе у нас на тест-драйве; на официальном потребительском сайте заявлен и соплатформенный кроссовер S7, однако, как нам сообщают из представительства, «живых» машин у дилеров еще нет, по крайней мере предназначенных для продажи. Вместе с тем оживить интерес к S3 поможет его рестайлинговая версия, которую уже собирают на «СарыаркаАвтопроме». В представительстве JAC нам сказали, что Одобрение типа транспортного средства находится на финальной стадии оформления и вскоре дилеры получат новинку.