Официальные дилеры Hyundai Motor в Санкт-Петербурге направили письмо в ассоциацию «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) с просьбой решить проблему с выходом российского торгового представительства Hyundai на рынок онлайн-продаж. Такая практика может привести к их разорению и закрытию.
РОАД — некоммерческая организация, объединяющая большинство официальных автодилеров в РФ. Ассоциация представляет их интересы на государственном уровне. В настоящее время в нее входят 1250 центров по всей стране.
В конце 2020-го «Хендэ Мотор СНГ» объявила о намерении к 2025 году продавать до 50% автомобилей через онлайн-платформу напрямую конечным покупателям. При этом за дилерскими центрами останется выдача машин, за что они получат фиксированную комиссию, которая будет соответствовать размеру маржи с продажи авто. Представительство рассчитывало на то, что в 2021 году не менее 150 дилерских предприятий (из 190 по России) станут выдавать автомобили, проданные напрямую.
«Мы считаем, что онлайн-продажи — это наше будущее. Скажу больше: к 2025 году мы рассчитываем, что около половины продаж будут проходить через нашу онлайн-платформу», — заявил на итоговой конференции в 2020-м управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев.
Разумеется, эти планы не понравились дилерам, которые лишатся существенной части маржи. Они намереваются обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), требуя защитить их бизнес.
«Реализация такого проекта дистрибьютором означает для дилеров Hyundai потерю значительной части прибыли за счет отсутствия прямого контакта с покупателем и отсутствия продажи таких дополнительных продуктов, как автокредиты, страхование, продажа машин в trade-in. Продолжение подобной политики дистрибьютора будет означать потерю инвестиций, ранее вложенных дилерами в строительство и развитие центров Hyundai», — говорится в письме к РОАД.
Дилеры Hyundai считают необходимым инициировать на федеральном уровне изменения в законодательстве, которые позволят ограничить прямые продажи автомобилей представительством марки, пишет петербургское издание «Новый проспект».
Ситуацию прокомментировал президент ассоциации РОАД Вячеслав Зубарев: «Это подразумевает изменение модели взаимодействия с покупателями и, конечно, не может не беспокоить. Нужно проанализировать и понять, к каким последствиям для автобизнеса это приведет. В Hyundai уже заявили, что планируют 50% автомобилей продавать напрямую. Но что тогда будет с 50% автодилеров? Как они окупят свои инвестиции и зачем тогда концерн открывает новых дилеров? Безусловно, надо как-то регулировать этот вопрос и, возможно, при помощи государства. Думаю, совместными усилиями мы найдем решение, устраивающее всех, прежде всего наших клиентов. Эта проблема гораздо масштабнее и касается не только Петербурга и Hyundai, но и всего авторынка».
Онлайн-продажи новых автомобилей пока слабо развиты в России. К примеру, эксперимент Renault в 2019 году провалился. Тогда сообщалось, что лишь две машины были оплачены в полностью удаленном режиме, в остальных случаях клиенты воспользовались только онлайн-заказом без предоплаты.
Международная практика по прямым продажам знает разные варианты развития событий. К примеру, в некоторых штатах США такая схема запрещена вовсе. В то же время Tesla всегда занимается реализацией своих электромобилей напрямую: у нее нет привычной независимой дилерской сети, а все центры являются ее собственностью. В связи с этим в ряде штатов Tesla фактически никак не представлена.