Среди ближайших новинок Haval — внедорожники H9 и H5. Напомним, что прежние версии этих моделей выпускались на заводе «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» со сваркой кузова по технологическому циклу, близкому к CKD-3, — именно так в Калуге собирали рамный Mitsubishi Pajero Sport. Между тем пока ни H9, ни H5, ни даже Tank 700, который тоже скоро появится в России, не планируют выпускать на заводе в Тульской области «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», по крайней мере в Специальном инвестиционном контракте завода они не прописаны. Не исключаем, что как минимум H9 и H5 все же встанут на конвейер в России, ибо грядущее увеличение утильсбора может вывести тот же H5 из конкурентной борьбы. А вот кроссовер F8 (в Китае продается под названием Xialong/Xialong Max), который был привезен в Россию для тестовых заездов и который планировалось вывести на наш рынок, похоже, окончательно остался за бортом. Наши конфиденты говорят, что дело не только в утильсборе: менеджмент побоялся возникновения внутренней конкуренции с гибридами Wey, которые и так продаются в штучных количествах. С января по июнь своих покупателей нашла только 271 машина — все образцы изготовлены в 2023 году. То есть не исключено, что представительство Haval помыкается с ними, поймет, что спроса нет, и нового завоза из Китая уже не будет.
А вот второе поколение F7/F7x анонсировано еще несколько месяцев назад и поступит в продажу до конца лета. Машину уже освоили на заводе — 1 июля Росстандарт опубликовал Заключение об оценке типа транспортного средства на образец российской сборки. Собственно, пуск нового F7 согласуется с обязательствами компании по СПИК — здесь машина идет под шифром B30/B02.
Обратим внимание читателей на интересную коллизию с морально устаревшим, но пользующимся высоким спросом на нашем рынке кроссовером М6. Завод Great Wall, как и обещал Минпромторгу, освоил выпуск этой машины в России еще в прошлом году. При этом изрядная часть автомобилей продолжает завозиться из Китая. Обратимся к цифрам. Всего в I полугодии на учет в ГИБДД встали 17 019 Haval M6, при этом 12 тысяч из них были выпущены еще в 2023 году. Из этого количества только 212 машин в базе ГИБДД проходят как изготовленные в России, остальное — импорт. Из оставшихся пяти тысяч экземпляров, выпущенных в 2024 году и проданных в I полугодии, на российском заводе (если данные ГИБДД не врут) изготовлено только 779 штук! Несколько странная цифра — на промышленные объемы не тянет. А может быть, ее выпускают только для отчетности перед Минпромторгом? И кстати, каким методом? Вы удивитесь, на этот вопрос ответить не так-то просто, ибо в Государственной информационной системе промышленности мы не обнаружили заключения о промышленной сборке в России Haval М6. То есть по документам она в РФ не локализована. Возникает вопрос: зачем начинать сборку, затем не подтверждать баллы, которые необходимы для компенсации утильсбора, пускай и частичной? Неужели у М6 нет никакой локализации, кроме ГЛОНАССА? Впрочем, к теме российской локализации М6 через некоторое время мы еще вернемся, а пока посмотрим, какова пропорция между импортом и внутренним производством по другим моделям.
Haval Dargo разошелся с января по июнь в количестве 10 748 штук. 4420 были выпущены в текущем году и почти все — 3750 штук (или 85%) — на заводе в Тульской области. А вот по машинам 2023 года выпуска, проданным в I полугодии 2024-го, картина иная: только 1552 образца (24%) были изготовлены на российском заводе. Ну что ж, отрадно, что доля российского производства растет. К слову, подтверждение баллов Dargo получил в 2022 году: переднеприводная версия набрала от 1120 до 1218 баллов, полноприводная — в том же диапазоне.
Поскольку старый F7 уже съехал с конвейера, остается посмотреть на Jolion, который одно время тоже частично везли из Китая. В I полугодии на учет встали 35,2 тысячи машин, из которых 22 114 — текущего года производства. Из этого количества почти все — 19 959 штук (90%) — были выпущены в России. Из 13 тысяч Джолионов, произведенных в прошлом году, но проданных в текущем, в России выпущено только 5314 штук (40%). Короче говоря, и здесь мы видим, что Haval по мере возможности увеличил загрузку завода в этом году. Ну что ж, похвально.
Подытожим. Всего в I полугодии на учет встали 81 450 Хавейлов, из них больше половины — 49 168 машин — выпущено в РФ. Насколько изменится эта пропорция с вводом новых ставок утилизационного сбора, мы увидим по результатам IV квартала 2024 года — I квартала 2025 года.