Не так давно в материале, посвящённом заводу Haval в Тульской области, мы писали о возникшей коллизии, с компенсацией утилизационного сбора на собираемые в России модели китайского бренда. С одной стороны, правительство РФ не выполнило своих обещаний по такой компенсации, с другой, менеджмент Haval не торопится получать акты экспертизы на выпускаемые в России машины. И вот буквально спустя несколько дней после публикации той статьи, на сайте Государственной информационной системы промышленности (ГИСП) появились два «Заключения о подтверждении промышленной продукции на территории Российской Федерации», выданные Минпромторгом на модификации моделей Haval F7 и F7x. Основанием для выдачи заключений стали акты экспертизы Союза «Тульская торгово-промышленная палата» от 12 августа и 21 сентября.
Оказалось, что модели локализованы на разную глубину: Haval F7 получил 1229 баллов, а F7x на 100 баллов меньше. В упомянутом материале по заводу Haval мы писали, что из 22 штампуемых в Тульской области деталей некоторые предназначены и для F7x. Детализация освоенных операций показывает, что объём штамповки для F7 и F7x разный. По F7 завод проводит штамповку в объёме не менее 30% от массы чёрного кузова, что и даёт искомые 100 баллов, а по F7x до 30% не дотягивает, что не позволяет получить баллы по штамповке. По 400 и 500 баллов модели получили за сварку и окраску кузова, ещё по 100 — за «систему экстренного вызова на основе технологий ЭРА-ГЛОНАСС. Кроме того, за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы начислено ещё 129 баллов. Тут требуется пояснение: баллы за НИОКР завод получает без привязки к какой-то конкретной выпускаемой модели. Скажем, речь может идти о мероприятиях, касающихся ещё планируемых к выпуску машин, однако, баллы будут получать все модели на период действия выданных заключений о сборке, то есть, в случае F7 и F7x — до 11 октября 2022 года и до 20 октября 2022 года.
А теперь — к главному: что же дают эти заключения? Они позволят производителю получить компенсацию утилизационного сбора по дифференцированной схеме. Напомним, сейчас за каждый выпущенный F7 и F7x завод «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» выплачивает государству 178 400 рублей утилизационного сбора. 25% из этой суммы может быть компенсировано за счёт наличия СПИКа — китайский завод подписал этот документ осенью прошлого года, остальное — в пропорции набранных баллов от целевого уровня, который в этом году составляет 1500 баллов. Итак, за выпущенные в России с 12 октября 2021 года по 31 декабря 2021 года из выплаченных 178 400 рублей государство может (в 2022 году) компенсировать китайцам 154 235 рублей. Именно на эту сумму может подешеветь F7 (F7x — на чуть меньшую — скажется разница в 100 баллов). Само собой, речь идёт об уменьшении розничной рекомендованной цены — цену в салоне определяет сам дилер. Более того, представительство может и не скидывать ценник а просто увеличить прибыль — это его дело, однако в любом случае у Haval появилась дополнительная возможность по привлечению покупателя.
Однако, почему мы говорим о том, что снижение цены может случиться только в период до нового года, почему мы ограничиваемся 31 декабря 2021 года? Дело в том, что с нового года во-первых, «обнуляется» фактор наличия СПИКа, который сейчас даёт 25% компенсации утиля, во-вторых, повышается целевой уровень баллов локализации — вместо нынешних 1500 он станет 2000 баллов. Наконец, как нам передают наши товарищи из нескольких представительств, повышение утильсбора на 25%, намечавшееся Минпромторгом ещё в начале нынешнего года, произойдёт с 1 января 2022 года. Все эти события резко сократят объём компенсации утильсбора по F7 и F7x, что, очевидно, скажется на цене. А именно: вместо 154 235 рублей завод может рассчитывать только на 137 033 рубля, при этом некомпенсируемая часть составит почти 86 тысяч рублей. Но это только в том случае, если китайцы не усилят локализацию указанных моделей и не получат новые акты экспертизы. К слову, в недавнем отчёте по рынку новых машин за 1-3 кварталы мы удивлялись, по какой причине объёмы выпуска Jolion резако упали, а F7 и F7x, наоборот, возросли? Получение актов экспертизы — и есть ответ на этот вопрос. По Джолиону таких актов не просто нет: Министерство промышленности и торговли РФ сообщило нам, что модель выпускают вне рамок СПИКа.