Как стало известно редакции Дрома, Минпромторг не допустил продукцию российского завода «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», что в Тульской области, до участия в международной выставке-форуме «Россия», которая проходит на ВДНХ в Москве. Кулуарно ситуацию объяснили так: должны участвовать только российские бренды. Сразу оговоримся, что дело именно в происхождении марки, а не в названии, ибо до той же выставки допущен «Моторинвест», выпускающий отверточным методом китайские машины Dongfeng под действительно оригинальной российской маркой Evolute.
Конфуз заключается в том, что сам же Минпромторг де-факто подтверждает куда большую локализацию моделей Haval, чем Evolute, то есть машины Haval в существенно большей степени российские, чем Эволюты. По состоянию на сегодняшний день и до 26 октября 2024 года на Jolion в модификациях CC7150BA01B, CC7150BA24C и CC7150BA00B действуют 1627 локализационных баллов, начисленных по постановлению правительства № 719 от 17 июля 2015 года «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Срок 26 октября объясняется тем, что до того времени у завода действуют 137 баллов за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые распространяются на все модели. Если до 26 октября предприятие не отчитается новым объемом НИОКР, Джолион будет набирать 1490 баллов. Отметим, что по предыдущему заключению от 23 декабря 2022 года количество баллов локализации, которое начисляется в том числе и от объема продукции, было чуть меньше — 135.
Оставшиеся 1490 баллов и представляют собой реальную локализацию. Они складываются из сварки и окраски кузова (400 и 500 баллов соответственно), штамповки деталей в объеме не менее 30% от массы черного кузова (100 баллов) — заметим, из китайской стали, а не из российской. За компоненты телематических систем и систем в области «подключенный автомобиль» начислено еще 200, за «ЭРА-ГЛОНАСС» — еще 100, за систему выпуска отработавших газов — 80 баллов, за лакокрасочные материалы — еще 40. Кстати, далеко не весь используемый объем ЛКП для Джолиона российский. Указанное количество баллов дается при достижении отметки в 30% общей массы ЛКП для кузова. Максимальное количество баллов за ЛКП — 100, оно дается при достижении отметки в 60% от общей массы ЛКП кузова. А вот за телематику указанные 200 баллов максимальные. Они состоят из четырех позиций, за каждую из которых начислено 50 баллов. Приведем пример одной из них: «Соблюдение процентной доли стоимости использованных при производстве иностранных материалов (сырья) и комплектующих — не более 80 процентов общей стоимости материалов (сырья) и комплектующих, использованных при производстве компонента».
При всем при этом ни одного заключения по локализации машин, собираемых отверточным методом на «Моторинвесте» в Липецкой области, конечно, нет, потому что, согласно принятой схеме начисления локализационных баллов, модели Evolute имеют нулевую локализацию. И вот, несмотря на то что при выпуске Хавейлов в России создается куда большая доля добавленной ценности, чем при сборке Эволютов, Хавейлы на выставку-форум «Россия» не допущены. А ведь на них ездят и Росгвардия, и МВД, и Министерство обороны, о чем мы писали неоднократно. Может быть, именно поэтому Минпромторг отказал Хавейлу? И без того слишком много бюджетных денег на них уходит…
Что касается моделей Evolute, по ним на выставке презентацию делал руководитель спецпроектов Evolute Василий Чеботарев. В своей презентации менеджер бренда называл седан Evolute i-Pro и субкомпактный кроссовер Evolute i-Joy лидерами рынка, что, как мы много раз писали, не соответствует действительности, по крайней мере, по состоянию на конец прошлого года, когда наибольшее число голосов покупателей набрал Zeekr 001. Между тем с 1 февраля машину, как и другие китайские электромобили, уже нельзя ввозить по процедуре параллельного импорта, что, вероятно, даст шанс Эволюту занять вожделенное первое место в российском сегменте новых электромобилей.
Остается напомнить, что выставка-форум «Россия» открылась 4 ноября 2023 года и продлится до 12 апреля. Evolute проводил свою презентацию еще 26 января, а мы дали настоящую заметку сегодня, в привязке ко Дню машиностроителя, в связи с которым выставку посетило много высокопоставленных гостей, а министр промышленности и торговли Денис Мантуров отчитался о неоспоримых успехах отечественной промышленности.