В белорусском автопроме скандал — совместное предприятие «БелДжи», специализирующееся на выпуске автомобилей Geely, через суд добивается от уволенного рабочего выплаты огромной суммы, которая якобы была потрачена на его обучение.
Как пишет ABW.by, судебное заседание по делу завершилось 21 марта, суд постановил удовлетворить требования истца в полном объеме и взыскать с ответчика сумму расходов, затраченных на обучение, в размере 31 023 белорусских рублей ($15 000, 970 000 российских рублей). Бывший рабочий «БелДжи», которого зовут Всеволод Трусов, с решением не согласен и намерен подавать апелляцию. Его аргументация базируется на двух тезисах: уволили его не по собственному желанию, а обучения, по сути, и не было.
Как пишет борисовский портал ex-press.by, 15 апреля 2016 года Всеволод подписал с «БелДжи» договор о направлении на обучение и трудоустройство на позицию мастера цеха сборки. Обучение должно было проходить на заводе Geely в Китае. Все расходы на перелет, проживание и питание брали на себя «БелДжи» и Geely. Дополнительно обучающийся получал $15 в сутки на личные расходы.
После окончания учебы Всеволод взял на себя обязательство отработать на «БелДжи» три года. В случае неполучения итогового сертификата либо депортации из КНР до его получения, последующего отказа от трудоустройства на завод, а также если «уволился по причинам, не зависящим от воли сторон, либо без уважительных причин до истечения срока контракта», обучающийся обязался возместить заводу фактические затраты за период обучения в полном объеме.
Всеволод проработал после обучения один год девять месяцев, после чего был уволен. Он даже через суд пытался восстановиться на работе, однако иск не был удовлетворен. Сейчас с мужчины требуют еще и возмещения средств, затраченных на, как он сам считает, «пустое» обучение. На прошедшем судебном заседании Всеволод рассказал, в чем оно заключалось.
По словам Трусова, он поехал на обучение в Китай в составе группы из шести человек. Первое время он и его товарищи не делали ровным счетом ничего. Спустя несколько дней курсы все же начались. Вместо обучения современным производственным технологиям китайцы из Geely, едва владевшие русским языком, стали показывать белорусам плохо переведенные слайды с общей информацией о руководителях, компании и об азах производственного процесса. После прогона всех имевшихся презентаций их стали показывать по новому кругу. И так продолжалось до тех пор, пока белорусы не пожаловались руководству «БелДжи».
Только после этого началось «практическое обучение». В чем оно заключалось: белорусов отвели в ангар, где стояла уже снятая с производства Geely, и сказали: «Разберите и соберите заново». Славяне уже умели это делать ранее и легко справились с задачей.
«Иного обучения, в том числе управленческого, не было. Того, что касается управления персоналом цеха. Конкретной программы обучения белорусских специалистов китайская сторона не имела», — рассказал суду Трусов. Это подтвердили два свидетеля, обучавшиеся вместе с ним.
Парни утверждают, что после курса теоретического обучения они стали работать в цеху на конвейере как обычные работники, в качестве слесарей механосборочных работ. Во время работы обучающиеся изучали технический процесс сборки и сдавали тесты. «Тесты, экзамены проходили. Они заключались в том, что стоишь на линии, экзаменующий стоит с секундомером, замеряет скорость сборки отдельных узлов автомобиля, потом задает дополнительные вопросы».
Практика на заводе Geely в Китае длилась полгода. Кроме старой, снятой с производства машины к другим белорусов не подпустили, хотя они и просили показать им новые автомобили.
Всего по программе в КНР в 2016 году прошли обучение 92 специалиста из Белоруссии. Общая стоимость обучения китайскими специалистами как на территории Китая, так и на территории Белоруссии составила $4,6 млн.
Из шести человек, с которым учился Всеволод, двое по приезде на родину не были трудоустроены на «БелДжи», однако никаких претензий относительно компенсации средств на обучение им не предъявлялось.
Требуемая сумма в $15 000 для Трусова может обернуться многолетней кабалой, ведь средняя зарплата в Белоруссии составляет всего $300-400 в месяц.
Белорусско-китайское СП «БелДжи» было создано в 2011 году. В феврале 2013 года предприятие собрало первый автомобиль Geely. Акционерами «БелДжи» являются ОАО «БелАЗ» (51,49%), Zhejiang Jirun Automobile Co., Ltd (33,47%), ЗАО «Союзавтотехнологии» (9,01%) и CITIC International Investment Limited (6,03%).
В конце 2017 года компания ввела в строй построенный с нуля завод полного цикла, он работает со сваркой и окраской кузовов. «БелДжи» выпускает седаны Geely Emgrand 7, кроссоверы Geely Emgrand X7 и Geely Atlas. Большая часть продукции поставляется в Россию.