В Узбекистане — скандал: президент страны Шавкат Мирзиёев грозится закрыть национального автопроизводителя — завод GM Uzbekistan. Соответствующее заявление он сделал во время визита в Андижанскую область, в которой располагается предприятие. Мирзиёев остановит завод в том случае, если он… не наймет дополнительно 10 000 рабочих.
«Автомобильный завод, расположенный в области, не особо помогает нам. Мы сменили заводское руководство, искоренили коррупцию. Несмотря на многолетний срок работы, до сих пор он завозит оборудование из Кореи. Таких заводов нам нужно построить пять и сделать их конкурентоспособными. Тогда люди смогут выбрать автомашину по подходящей цене. А мы создали для этого завода все условия, кормили иностранных рабочих. […] Завод должен создать 10 000 рабочих мест. В противном случае такой завод не нужен», — заявил узбекский лидер.
Как уточняет информагентство «Фергана», основная претензия президента Узбекистана к GM Uzbekistan — отсутствие развития и низкий уровень локализации. Сейчас доля деталей узбекского производства в продукции компании по самой реалистичной оценке составляет лишь 22%, в течение многих лет ее пытаются поднять до 50%, но пока тщетно. На заводе трудятся 10 000 человек, локализация позволила бы создать еще столько же рабочих мест, что для Узбекистана с его высоким уровнем безработицы — совсем немало.
По результатам января-апреля 2019 года GM Uzbekistan собрал 79 600 автомобилей, что почти на 50% превышает показатели аналогичного периода предыдущего года. Такими темпами завод скоро может выйти на полную мощность — 240-250 тысяч машин в год. Сейчас предприятие пытается восстановить свою экспортную сеть, рухнувшую из-за передряг внутри компании чуть более года назад. Возобновились поставки автомобилей в Беларусь и Казахстан, готовится «рестарт» в России.
С конца 2018 года американский концерн General Motors больше не является совладельцем GM Uzbekistan: он продал свою долю партнеру по проекту — госкомпании «Узавтосаноат». Выпуск автомобилей сейчас ведется по американской лицензии. В продуктовой линейке GM Uzbekistan шесть легковых моделей — микроавтобус Damas, малолитражка Spark, компактные модели Nexia, Cobalt и Lacetti, а также среднеразмерный седан Malibu. Полным ходом идет подготовка производства кроссовера Tracker. Также «Узавтосаноат» планирует наладить выпуск полноразмерных кроссоверов Equinox и Traverse и внедорожника TrailBlazer. Но модернизация конвейера под эти проекты требует вложения в сумме $1 млрд.
GM Uzbekistan создан в 2008 году на базе активов бывшей UzDaewoo-Auto. Компания выпускает автомобили под марками Chevrolet (для внутреннего рынка) и Ravon (для России и стран Таможенного союза). Площадь завода составляет 72 га, он работает по полному циклу — со сваркой и окраской кузовов.