Бренд GAC вышел в Россию с легковыми автомобилями в декабре 2019 года — тогда состоялась ездовая презентация полноразмерного внедорожника GS8. Официальное представительство позиционировало GAC как премиум-бренд, просило у дилеров вложиться в корпоративный стиль и установило довольно высокую цену. Как часто бывает у китайцев, что-то пошло не так, и машина «не выстрелила». Между тем первым GAC и вообще первым китайским автомобилем в России, за который с владельца требовали наценку на роскошь при уплате налога, стал полноразмерный вэн GN8. Представительство планировало с его помощью отобрать покупателей у Toyota Alphard, однако, несмотря на сумму положительных качеств машины, покупатели не спешили выкладывать за нее три миллиона рублей.
Первые два GN8 встали на учет в ГИБДД в июне 2020-го, еще четыре — в июле, еще два — в августе, таким образом, до конца года было реализовано 25 экземпляров. Отметим, что это все были машины, выпущенные в том же 2020-м. В следующем году однообъемник показал существенный рост — на учет встали уже 85 машин, при этом до июля включительно продавались экземпляры, выпущенные либо в 2020-м, либо даже в 2019-м. В августе и сентябре на учет не встал ни один GN8 — образцы 2021 года выпуска пошли только с октября, то есть в продажах GN8 возник перерыв в два месяца.
Нынешний год, видимо, подвел черту под историей GAC GN8 в России. Дело в том, что небольшая партия автомобилей 2022 года выпуска, судя по всему, уже распродана. На учет машины не вставали ни в сентябре, ни в августе, в июле своего покупателя нашла одна машина, в июне — три. Всего же за первые три квартала было продано 39 образцов GN8. При этом, согласно данным дилерских отгрузок, которые GAC передает в Ассоциацию европейского бизнеса в России, представительство не поставило автосалонам ни одного образца GN8 в период с июля по октябрь!
Вы скажете: не стоит волноваться, скоро завезут новую партию, и покупатели больших вэнов снова получат возможность приобрести долгожданный автомобиль. Вполне может быть, тем более что срок действия одного-единственного Одобрения типа транспортного средства на GN8 заканчивается 6 апреля следующего года и время на поставку партии еще есть.
Скорее всего, небольшую партию GN8 до окончания действия ОТТС еще завезут, но объем ее совершенно точно будет скромным. Дело в том, что доля вэна в общих продажах GAC невелика и в этом году составляет десять процентов. Чуть больше приходится на компактный кроссовер GS5, который тоже не оправдал надежд — в первые три квартала нынешнего года реализовано всего 65 машин. Вероятно, дилеры могли бы продавать больше, потому что все эти 65 машин проданы с августа по октябрь, притом что с января по июль представительство не отгрузило в автосалоны ни одного компактного кроссовера! Скажем больше: старт у GS5 в 2020-м оказался столь невзрачным, что в 2021-м представительство не завезло в Россию ни одного образца 2021 года выпуска. Текущее ОТТС на него заканчивается 23 июля 2023-го, и с учетом имеющихся у нас ретроспективных знаний нельзя исключать, что GS5 — тоже кандидат на вылет: дилеры в следующем году просто распродадут партию машин 2022 года выпуска, на том дело и кончится. Собственно, мы и рады были бы запросить комментарий у российской пресс-службы GAC по состоянию дел, но пресс-службы давно нет — два агентства, которые поочередно пытались нести эту ношу, были отставлены китайским менеджментом…
А вот судьба полноразмерного GS8 опасений не вызывает — на кроссовер приходится более 70% объема сбыта марки в России. Однако ж интересный факт: дилеры в этом году все еще продавали машины, завезенные из Китая в 2020-м. В общем, ситуация с GAC и некоторыми другими китайскими брендами в России говорит о том, что производители Поднебесной не спешат захватывать российский рынок, насыщая его большими объемами продаж, а стараются заработать как можно больше на каждой проданной машине.