Представьте себе, именно такую цифру нам назвали сразу несколько источников, имеющих как непосредственное отношение к «Чери Автомобили Рус», то есть к представительству китайской компании, так и сторонние участники рынка, знакомые с процессом. Для того чтобы понять, откуда растут ноги у этой цифры, обратимся к истории продаж Chery в нашей стране.
В 2012 году, когда рынок новых легковых автомобилей поставил не побитый доселе рекорд почти в три миллиона штук, дилеры Chery реализовали 14,5 тысячи машин. В 2013-м сбыт достиг почти 20 тысяч авто, и до 2020-го этот результат для китайского бренда оставался лучшим. В то же время бывали и тяжелые годы, когда дилеры продавали по пять-шесть тысяч машин. Именно с результатом 6358 экземпляров компания закончила 2019-й. Здесь сделаем паузу в цифрах и напомним, что именно 2018 год стал последним в сотрудничестве Chery и «Дервейса» — предприятия, на котором китайцы организовали сборку моделей по полному циклу, причем на пару с Lifan: модели обоих брендов красили в одной камере в одни и те же цвета (отличие было только в одном оттенке).
Как мы знаем, в декабре 2018 года Следственный комитет по Карачаево-Черкесии возбудил уголовное дело «по факту уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере обществом с ограниченной ответственностью — автомобильной компанией "Дервейс"». По мнению следователей, ущерб государству составил без малого 320 миллионов рублей. В общем, на «Дервейсе» был поставлен крест, и Chery подалась на «Автотор», а точнее, на его дочернее предприятие «Автотор-Техобслуживание» («Автотор-Т»). Китайцы наладили в Калининграде выпуск трех моделей — Tiggo 5, Tiggo 7 и Tiggo 4 по методу SKD-4: из Китая на «Автотор» приходил голый, но сваренный и окрашенный кузов и несколько тысяч комплектующих к нему. Не сказать, что сотрудничество было успешным — попутно с выпуском те же модели представительство Чери продолжало завозить из Китая, а спустя несколько месяцев после запуска сборку и вовсе остановили. В феврале 2020 года директор российского представительства Chery Владимир Шмаков сказал мне: «Условия таковы, что возить машины из-за границы дешевле». При этом подтвердил, что оборудование, работавшее на «Дервейсе» и «Автоторе», законсервировано и ждет своего часа.
Сентенцию про «возить из-за границы дешевле» можно было бы с легкостью оспорить по итогам 2020 года, ибо именно с 1 января правительство РФ резко взвинтило утильсбор, однако помощь пришла откуда не ждали: весной начались ограничения, связанные с эпидемией коронавируса, и в то время, пока российские заводы стояли, импорт из Китая шел полным ходом. В 2020 году Chery хотя и не достигла больших продаж (11 452 машины), однако по сравнению с 2019-м выросла на 80%, а кроме того, на российский рынок вывели дочерний бренд Exeed. В 2021-м опять же именно китайские производители меньше остальных пострадали от дефицита полупроводников, и Chery извлекла всю возможную выгоду из этого на нашем рынке: продажи выросли на 224% — до 37 188 автомобилей и стали рекордными за всю историю бренда в России. Вместе с Exeed дилеры продали 41 тысячу машин.
В 2022-м после вялого начала года вплоть до июня Chery не показывала сколько-нибудь существенных успехов. Все изменилось в конце второго квартала: отгрузки и Chery, и Exeed возросли лавинообразно. В третьем квартале рост продолжился — реализовано 9935 Chery и 4515 Exeed. Ключевой момент здесь в том, продолжится ли рост в четвертом квартале — если да, это будет означать, что потенциал еще есть. А если нет?.. В любом случае конец года важен тем, что в Россию вывели бренд Omoda, который, видимо, прибавит новых возможностей для увеличения сбыта. По нашим прикидкам, суммарно представительство Chery может реализовать в этом году 50 000 машин — очевидно, что китайцы видят эту психологическую отметку и сделают все, чтобы она была преодолена.
Между тем 50 000 — это в четыре раза меньше, чем желаемые 200 000. В конце концов, даже перевозить машины куда как накладнее, чем машинокомплекты для CKD- или SKD-сборки. Кроме того, существуют известные валютные риски. Во-первых, рубль может не просто вернуться к прежним значениям, а упасть до отметки 100 рублей за доллар, о чем открыто говорят эксперты. Во-вторых, не исключен вариант укрепления юаня — опять же до прежних шести юаней за доллар. Наконец, министр промышленности и торговли Мантуров может в целях защиты АВТОВАЗа исполнить свою давнюю угрозу и поднять утильсбор на 25% от текущего значения, что создаст изрядное напряжение в бизнес-схеме импорта машин из Китая, ведь возврат к прежним объемам рынка отчасти должен быть обусловлен и снижением потребительских цен.
Короче говоря, как ни крути, а для достижения цели в 200 000 автомобилей в год нужна местная сборка. Напомним, что ее уже давно могли бы начать в Ульяновске, однако УАЗ пал жертвой спецоперации, оказавшись под адресными санкциями. Посему его кандидатура отпала автоматически. В том числе по этой причине штаб-квартира Чери вернулась к переговорам с «Автотором» и, по нашим данным, достигла соглашения. Предполагается выпускать в Калининграде модели Chery и Omoda, а вот Exeed на наш конвейер китайцы ставить пока не хотят — как-никак премиум… Да, кстати, а еще у Чери в резерве есть бренд Jetour…