Еврокомиссия обвинила три крупнейших немецких автоконцерна — BMW, Daimler AG и Volkswagen — в картельном сговоре. По мнению высшего органа исполнительной власти Европейского союза, в период с 2006 по 2014 год компании вступили в сговор, чтобы ограничить конкуренцию в сфере технологий снижения выбросов вредных веществ в автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями.
Эксперты комиссии пришли к выводу, что одной из тем сговора «немецкой тройки» стала система нейтрализации выхлопных газов SCR (Selective catalytic reduction). Она предназначена для снижения вредных выбросов оксидов азота (NOx) в легковых автомобилях с дизельным двигателем путем впрыска мочевины (также называемой AdBlue). Концерны якобы при помощи координированных действий специально уменьшали объем резервуара AdBlue и частоту заправок жидкости, чтобы снизить потребление AdBlue. При этом страдала эффективность очистки выхлопных газов.
Второй темой расследования стали фильтры твердых частиц Отто (Otto particle filters, OPF) для бензиновых моторов. Они устанавливаются на ДВС с непосредственным впрыском топлива. Еврокомиссия считает, что BMW, Daimler AG и Volkswagen сговорились, чтобы избежать или, по крайней мере, отсрочить внедрение таких фильтров в период между 2009 и 2014 годами.
В своем расследовании комиссия приходит к выводу, что сговор крупнейших производителей привел к тому, что потребители лишились возможности купить менее загрязняющие окружающую среду автомобили, хотя у компаний уже были необходимые для этого технологии.
Если подозрения подтвердятся, то поведение автомобильных производителей будет признано нарушением правил конкуренции ЕС, которые запрещают картельные соглашения в сфере ограничения или контроля производства, рынков или технического развития.
О начале расследования в отношении BMW, Daimler AG и Volkswagen стало известно прошлой осенью. Еврокомиссия направила компаниям свое предварительное заключение. Участникам дается десять недель на изучение претензий и ответ. Если антимонопольное расследование придет к выводу о наличии сговора, штрафы могут составить до 10% глобального оборота компании.
Сами производители по-разному отреагировали на произошедшее. Daimler AG заявил об активном сотрудничестве с Еврокомиссией и даже раскрыл информацию о картельном сговоре. Volkswagen пока не дал официального комментария, а BMW открещивается от обвинений, заявляя о том, что допустимую координацию позиций отрасли в отношении нормативно-правовой базы нельзя приравнивать к картельным соглашениям. Иными словами, сговор все же имел место быть, остается лишь определиться со степенью вины.