Продолжаем точечно подводить итоги первого квартала 2023 года и в который раз обращаемся к теме самой дорогой и, судя по отчетам Автобазы № 2 Управления делами президента РФ, самой ненадежной марке, продаваемой сейчас в России, — Aurus. Впрочем, к полноразмерному SUV Aurus Komendant куда лучше подойдет эпитет «непродаваемый», ибо если Комендант где-то формально и продается, то покупать его, увы, не покупают. По крайней мере, в первом квартале 2023 года на учет в гражданские организации (регистрация по силовым ведомствам закрыта от посторонних глаз) не встал ни один автомобиль. Скажем больше: ГИБДД вообще не зарегистрировала ни одного Коменданта у гражданских покупателей с 28 ноября 2022 года, когда министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров и президент Татарстана Рустам Минниханов в торжественной обстановке посетили производственные мощности ООО «Аурус» в Алабуге, что вроде бы и ознаменовало старт сборки.
Единственным Комендантом, зарегистрированным в ГИБДД, кстати говоря, на физическое лицо, то есть на частного покупателя, стал образец внедорожника, выпущенный кустарным методом в самом ФГУП «НАМИ», а не промышленным в Алабуге. Поскольку в спецслужбы машины гонят именно из НАМИ, нам остается предположить, что фактически сборка в Алабуге стоит или, по крайней мере, что там собирают некомплектные машины и складируют их где-нибудь.
Напомним, что НАМИ получил возможность выпустить Коменданты малой партией в объеме 150 штук 14 сентября 2021 года — тогда «САТР-фонд» выдал институту соответствующий бессрочный сертификат. В ноябре и декабре 2022 года были получены сертификаты на продукцию промышленной сборки, которую должны были изготавливать в Алабуге, но, судя по всему, «что-то пошло не так»… Впрочем, «живые» Коменданты в продаже обнаружить можно, по крайней мере в Москве. Вот, к примеру, в «Авилоне» имеется экземпляр, и вроде бы даже 2023 года выпуска, за 37 550 000 рублей, однако по какому сертификату он изготовлен — «кустарному» или «серийному», не понятно — нужно смотреть наклейку на кузове.
Между тем, как следует из официального видеоролика, первые пять Комендантов, собранные вроде как в Алабуге и осмотренные Миннихановым и Мантуровым, были «демонстрационными» — их и передали избранным дилерам, чтобы «клиента ознакомить с продуктом». Так, может быть, этот образец в «Авилоне» из этих же, демонстрационных, а в «метрике» просто прибавили год?..
Ну а что же ставшие уже привычными на московских улицах Сенаты? По ним тоже все непросто, по крайней мере, если судить по количеству образцов, вставших на учет у гражданских лиц в первом квартале и выпущенных в 2023 году. С января по март нынешнего года таких машин оказалось всего… четыре штуки! Однако не будем огорчаться из-за невысоких абсолютных показателей — нас порадуют показатели относительные! В прошлом году темп продаж автомобилей Aurus составлял 1,1 штуки в месяц, но в первом квартале 2023-го он возрос до 1,33 машины в месяц (то есть 4 машины делим на 3 месяца — получаем 1,33)! Однако окончательно разбивают пессимизм скептиков совокупные отгрузки Сенатов за первый квартал, то есть с учетом образцов 2022 года выпуска: своих покупателей нашли целых девять машин, то есть имеем в среднем уже три седана в месяц! Из указанных девяти машин семь поставили на учет юрлица, остальные две ушли в частные гаражи. К слову, только на оборудование для сборки Аурусов в Алабуге шарахнули два миллиарда рублей. Сколько ж инвестиции будут окупаться с такими объемами производства?
Впрочем, не исключено, что устойчивый поток российских лимузинов уже сформировался в направлении Объединенных Арабских Эмиратов. Напомним, что именно из ОАЭ происходит один из двух ключевых учредителей ООО «Аурус» — фонд Tawazun, а некоторое время назад арабы якобы разместили заказ на бронированные версии Сената. И это может объяснять ограниченный сбыт в России. Напомним, что еще до запуска Волжского автозавода в 1970 году большая часть Москвичей шла как раз на экспорт, покрывая потребность плановой экономики в дефицитной валюте. Не исключено, что сейчас менеджмент ООО «Аурус» в лице Андрея Панкова решил вернуться к практике советского времени, из-за чего российский покупатель и недополучает лимузины. В любом случае, мы надеемся, что отечественный бренд преодолеет все трудности и выйдет на новые рубежи продаж. Ну, к примеру, на шесть-семь машин в месяц…