Минтранс РФ подготовил проект распоряжения правительства, в котором уточнены некоторые правовые аспекты использования беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Утверждение этого постановления станет шагом к массовому появлению на автомагистралях РФ высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), сообщает газета «Коммерсантъ».
Распоряжение вносит поправки в «концепцию обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на дорогах», утвержденную распоряжением правительства в 2020 году. Напомним, в том документе были базовые термины и классификация беспилотников согласно международному стандарту SAE (Society of Automotive Engineers — американская Ассоциация автомобильных инженеров). Согласно SAE, существуют шесть степеней автоматизации управления автомобилями: от уровня 0 (ее отсутствие) до уровня 5 (полный автопилот, езда без участия человека в процессе).
Поправками Минтранса предлагается уточнить классификацию, исходя из накопленного опыта эксплуатации автоматизированных транспортных средств в России. Так, в проекте распоряжения указано, что во втором уровне автоматизации управление осуществляется водителем. Сейчас используется формулировка «требуется контроль со стороны водителя».
Предлагается изменить определение беспилотника четвертого уровня: такие машины способны сами, без участия водителя, справиться со всеми задачами на дороге «в пределах штатной эксплуатации». В действующей концепции сказано, что софт способен справиться с «различными» (но не со всеми) дорожными ситуациями.
Напомним, испытания беспилотников на дорогах общего пользования в России проводятся в рамках экспериментально-правового режима (ЭПР). Такой, в частности, действует на М-11 — по этой дороге между Москвой и Санкт-Петербургом грузы перевозятся на автопилотируемых грузовиках с системами от КАМАЗа и «Яндекса». Также ЭПР планируется ввести на трассе ЦКАД.
Распоряжение Минтранса также впервые подробно определяет цепочку ответственных за ДТП с беспилотными авто: «базовым» ответчиком станет владелец машины, который при определенных обстоятельствах сможет переложить вину на производителя, диспетчера или дилера.