Минтранс уточнил ответственность в ДТП с автопилотами

Минтранс уточнил ответственность в ДТП с автопилотами

30 Января 2025 | 3975 просмотров

Минтранс РФ подготовил проект распоряжения правительства, в котором уточнены некоторые правовые аспекты использования беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Утверждение этого постановления станет шагом к массовому появлению на автомагистралях РФ высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), сообщает газета «Коммерсантъ».

Распоряжение вносит поправки в «концепцию обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на дорогах», утвержденную распоряжением правительства в 2020 году. Напомним, в том документе были базовые термины и классификация беспилотников согласно международному стандарту SAE (Society of Automotive Engineers — американская Ассоциация автомобильных инженеров). Согласно SAE, существуют шесть степеней автоматизации управления автомобилями: от уровня 0 (ее отсутствие) до уровня 5 (полный автопилот, езда без участия человека в процессе).

Поправками Минтранса предлагается уточнить классификацию, исходя из накопленного опыта эксплуатации автоматизированных транспортных средств в России. Так, в проекте распоряжения указано, что во втором уровне автоматизации управление осуществляется водителем. Сейчас используется формулировка «требуется контроль со стороны водителя».

Предлагается изменить определение беспилотника четвертого уровня: такие машины способны сами, без участия водителя, справиться со всеми задачами на дороге «в пределах штатной эксплуатации». В действующей концепции сказано, что софт способен справиться с «различными» (но не со всеми) дорожными ситуациями.

Напомним, испытания беспилотников на дорогах общего пользования в России проводятся в рамках экспериментально-правового режима (ЭПР). Такой, в частности, действует на М-11 — по этой дороге между Москвой и Санкт-Петербургом грузы перевозятся на автопилотируемых грузовиках с системами от КАМАЗа и «Яндекса». Также ЭПР планируется ввести на трассе ЦКАД.

Распоряжение Минтранса также впервые подробно определяет цепочку ответственных за ДТП с беспилотными авто: «базовым» ответчиком станет владелец машины, который при определенных обстоятельствах сможет переложить вину на производителя, диспетчера или дилера.

Беспилотный КАМАЗ 6x6, фото: пресс-служба университета Иннополис
 

Комментарии

ViT
Новосибирск
...«базовым» ответчиком станет владелец машины, который при определенных обстоятельствах сможет переложить вину на производителя, диспетчера или дилера
очень хорошее определение степени вины....
140
3
Ответить
 
Сообщений: 7735
ни беспилотных тачек, ни конкретики при установлении вины..
куда движемся, кто скажет?
MADMAX?
SUV Japan
61
6
Ответить
     
Чебоксары
Сообщений: 2561
В нашей стране беспилотники массово не появятся,дураков на дорогах хватает,а в случае ДТП спросить не с кого!
Нашествие машин нам не грозит!
43
10
Ответить
Александр
Ижевск
Мы просто автомобили еле как делаем, а тут такая новость
72
3
Ответить
     
Сообщений: 3223
Ждем выступления "луддитов", когда беспилотники лишат рпботы дальнобоев. А ответственность будет как в дтп с ж/д транспортом - всегда виноват автомобиль. Ибо автопилот не может нарушить правила - превысить скорость, обогнать по встречке, заснуть за рулем... неисправность техники, в том числе в программе - ответственность собственника. Вообще в каждом конкретном случае нужно разбираться, а не гадать на кофейной гуще.
Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силён, того, кто господствует
35
5
Ответить
 
Бердск
Сообщений: 187
Особых проблем с ответственностью не вижу. Ответчиком является, естественно, владелец. Но он обязан застраховать ТС, а страховая компания уже будет делать выплаты согласно статистики ДТП с автопилотами.
Мой отзыв: Ford Freestyle 2005
13
5
Ответить
Vohutla
Москва
Надо не так : В первую очередь должна подтверждаться вина беспилотника, потом должна производиться выплата ущерба - пусть это будет, например, владелец беспилотного авто. А вот потом пусть владелец авто, производитель авто, разработчик софта, диспетчер, дорожные службы и т.п. между собой разбираются по степени веню и виновности каждого и между собой распределяют долю в компенсации ущерба.
Т.е. выплата потерпевшему от беспилотника должна выплачиваться сразу, если беспилотник виноват по пдд. Разбирательство между остальными может длиться годами и потерпевший не должен от этого страдать, особенно в условиях такой инфляции.
48
3
Ответить
Vohutla
Москва
А если разработчики софта и машины иностранные . Тогда как ? С ними трудно будет бороться, да и законы могут быть у них другие, а если что их не достанешь. А если камера иностранная и причина в дефекте камеры. Машина из дружественной страны, а камера из капиталистической - тогда как ?
26
9
Ответить
33122878
IgorWar
В нашей стране беспилотники массово не появятся,дураков на дорогах хватает,а в случае ДТП спросить не с кого!
Нашествие машин нам не грозит!
Как раз таки появятся
4
14
Ответить
Сибирь
Кемерово
Оставлю это тут.

До чего дошёл прогресс - до невиданных чудес,
Опустился на глубины и поднялся до небес.
Позабыты хлопоты, остановлен бег,
Вкалывают роботы, а не человек.

До чего дошёл прогресс - труд физический исчез,
Да и умственный заменит механический процесс.
Позабыты хлопоты, остановлен бег,
Вкалывают роботы, а не человек.

До чего дошёл прогресс - было времени в обрез,
А теперь гуляй по свету, хочешь с песней, хочешь без.
Позабыты хлопоты, остановлен бег,
Вкалывают роботы, счастлив человек.
11
3
Ответить
  
Ташкент
Сообщений: 15956
И потерпевшему от ДТП с призраком предстоит метаться между четырьмя огнями - владелец, производитель, диспетчер и дилер.
И каждый из них переведет разногласия в правовую плоскость. У судейских работы будет на годы и годы
26
1
Ответить
Николай
Иркутск
обычные автомибили то не могут сделать, а какие беспилотники
20
3
Ответить
kiper
Новосибирск
magistr
ни беспилотных тачек, ни конкретики при установлении вины..
куда движемся, кто скажет?
MADMAX?
Судя по всему, ни куда пока не движемся. Как в армии, "На месте шаагом, МАРШ!!!"
Вот попадешь в ДТП и как крайнего искать? Владелец мяч диспетчеру, тот в одно касание производителю. Производитель хорошо если через пару недель соблаговолит ответить, что он не причем и мяч уходит к владельцу! Добровольно ни кто на себя понятное дело ярмо ответственности не оденет.
17
1
Ответить
А к какому уровню беспилотников будет относится авто, не поставленное на ручник и катящееся с горки?
17
 
Ответить
6089797
В дтп с автопилотом виноват скайнет
14
 
Ответить
Николай
обычные автомибили то не могут сделать, а какие беспилотники
Так прикрутить импортные лидары на 5 самосвалов это не собирать авто. У этого комплекса автопилота из отечественного только код и то возможно индусам на аутсорс отдавали.
9
1
Ответить
 
Сообщений: 7735
kiper
Судя по всему, ни куда пока не движемся. Как в армии, "На месте шаагом, МАРШ!!!" Вот попадешь в ДТП и как крайнего искать? Владелец мяч диспетчеру, тот в одно касание производителю. Производитель...
Т.е. все таки MADMAX - каждый сам за себя?
SUV Japan
3
 
Ответить
Михаил
Бийск
На фото: это беспилотник КамАЗ"а на бордюр припарковал?
3
 
Ответить
Alegofren Alex
В софт нереально прописать все варианты дорожных происшествий, никакой ИИ некогда не сравняется с мышлением опытного и профессионального водителя. Поэтому все эти беспилотные ассистенты так и останутся всего лишь ассистентами.
5
5
Ответить
Сибирь
Кемерово
6089797
В дтп с автопилотом виноват скайнет
Такой?
1
1
Ответить
Виталий
Сочи
xvert
Особых проблем с ответственностью не вижу. Ответчиком является, естественно, владелец. Но он обязан застраховать ТС, а страховая компания уже будет делать выплаты согласно статистики ДТП с автопилотами.
а если правительственный кортеж. или работает рэб. в этих случаях часто навигацию сбивают с курса. как тогда
6
1
Ответить
Евгений
Кемерово
Alegofren Alex
В софт нереально прописать все варианты дорожных происшествий, никакой ИИ некогда не сравняется с мышлением опытного и профессионального водителя. Поэтому все эти беспилотные ассистенты так и останутся всего лишь ассистентами.
Практика показывает, что ИИ в узкоспециализированной задаче превосходит человека. У человека осталось только преимущество в виде универсальности.
7
2
Ответить
Столица
Южный
Alegofren Alex
В софт нереально прописать все варианты дорожных происшествий, никакой ИИ некогда не сравняется с мышлением опытного и профессионального водителя. Поэтому все эти беспилотные ассистенты так и останутся всего лишь ассистентами.
Год катаю автопилот по трассам и в городе , едет по разному в зависимости от версий софта. На обгоны тоже сам выходит с перестроениями.
3
2
Ответить
Столица
Южный
Alegofren Alex
В софт нереально прописать все варианты дорожных происшествий, никакой ИИ некогда не сравняется с мышлением опытного и профессионального водителя. Поэтому все эти беспилотные ассистенты так и останутся всего лишь ассистентами.
Ну и про нереально , изначально видео фрагментов для обучения нейронки было около миллиона , потом было 5 , сейчас 8.4 дальше больше и точнее. И потом уже человеку будет нереально.
3
2
Ответить
   
Якутск
Сообщений: 17281
Странное решение: наложить ответственность на владельца автомобиля с автопилотом. И много народу захотят иметь какой-то черный ящик, который сам как-то управляет, может как-то , кого-то удавить и при этом отвечать за него?! Это все равно, что купить сенбернара без поводка, без цепи и отпускать его гулять на "автопилоте" в надежде, что он "добренький" и никого не загрызет. :)

Имхо сразу должна быть прописана как минимум обоюдная ответственность. У владельца за техническое состояние железа автомобиля, у разработчиков - за алгоритмы.
Путешествуйте!
4
 
Ответить
dmitry e
Vohutla
Надо не так : В первую очередь должна подтверждаться вина беспилотника, потом должна производиться выплата ущерба - пусть это будет, например, владелец беспилотного авто. А вот потом пусть владелец авто,...
Забавно получится, если одинаковые автомобили с одинаковыми автопилотами будут иметь разный КБМ в ОСАГО)
3
1
Ответить
 
Бердск
Сообщений: 187
Виталий
а если правительственный кортеж. или работает рэб. в этих случаях часто навигацию сбивают с курса. как тогда
Очевидно, что страховая компания будет искать виновника и ему предъявлять претензии регрессом. И не важно кому: бухому диспетчеру или кортежу президента
 
2
Ответить
Mironenko Dmitrii
xvert
Особых проблем с ответственностью не вижу. Ответчиком является, естественно, владелец. Но он обязан застраховать ТС, а страховая компания уже будет делать выплаты согласно статистики ДТП с автопилотами.
а если "баг" в программном обеспечении? При чем тут владелец авто?
2
 
Ответить
 
Бердск
Сообщений: 187
Mironenko Dmitrii
а если "баг" в программном обеспечении? При чем тут владелец авто?
Ошибка в ПО ничем не отличается от пьяного водителя владельца ТС. Схема разборок будет та же.
3
1
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!
Вы смотрите раздел Новости о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром