В декабре в столичном «Экспоцентре» прошел автосалон коммерческой и специальной техники «Комтранс-2024». Помимо прочего, мы поговорили с некоторыми участниками рынка, в том числе с представителями компаний — производителей электромобилей, на тему выполнения предписания Минпромторга об обязательной установке с 2025 года российских высоковольтных аккумуляторных батарей. Это требование прописано в действующей редакции постановления правительства РФ № 719 от 17 июля 2015 года.
Напомним, что именно этот документ регламентирует начисление локализационных баллов на широкий спектр наименований российской промышленной продукции, а не только на легковые автомобили. Баллы локализации, в свою очередь, нужны производителям для того, чтобы получать частичную или полную компенсацию утилизационного сбора. С 1 января 2025 года утильсбор на электромобили в возрасте до трех лет увеличился с прошлогодних 32 600 до 667 400 рублей, то есть до такой же величины, как и для легковых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания рабочим объемом от литра до двух. Стало быть, для российских производителей «электричек» — в первую очередь «Автотора» (с маркой Amberauto) или «Моторинвеста» (марка Evolute) — вопрос компенсации приобретает самый что ни на есть острый характер, хотя доля даже увеличенного утильсбора в цене их электромобилей меньше, чем в цене машин с ДВС. Если «Автотор» и «Моторинвест» не начнут с 2025 года применять российские батареи, они рискуют лишиться компенсации весьма увесистого утильсбора на выпускаемый электротранспорт — и цена их «электричек», грубо говоря, возрастет на величину «утиля».
Возникает логичный вопрос: какую высоковольтную АКБ можно считать произведенной в Российской Федерации, а какую — нет? На этот вопрос совершенно однозначно отвечает упомянутое постановление № 719.
Итак, у завода — изготовителя АКБ (он может базироваться в любой стране Евразийского экономического союза, а не только в России) должны быть права на конструкторскую и техническую документацию в объеме, достаточном для производства, модернизации и развития соответствующей продукции, на срок не менее пяти лет. На территории РФ должен располагаться сервисный центр для проведения ремонта, послепродажного и гарантийного обслуживания, а на предприятии должна быть собственная конструкторская служба. При этом с 1 января 2025 года АКБ должна набирать целых 650 локализационных баллов. Интересно, что самой увесистой позицией при начислении баллов за АКБ стало именно «закрепление прав на конструкцию или метод (способ) функционирования литий-ионной аккумуляторной батареи за российским юридическим лицом» (200 баллов). За «изготовление или использование произведенных на территории Российской Федерации деталей корпуса литий-ионной АКБ» дают 120 баллов, за «сборку (включая монтаж модулей с литий-ионными аккумуляторами, блоков управления) и проведение контрольных испытаний литий-ионной аккумуляторной батареи» — 140 баллов и так далее. Но самое главное не в этом. Есть еще одно необходимое условие к тому, чтобы батарею признали произведенной в России: ячейки, из которых она набирается, должны быть произведены на территории Российской Федерации, а не завезены извне. И если вопросы использования авторских прав еще можно как-то решить, то выпускать ячейки в РФ пока невозможно: для этого нет ни компетенций, ни технологий, ни оборудования — вообще ничего.
Теперь ко второй части Марлезонского балета: а какую ячейку можно считать произведенной в России? И на этот вопрос дает ответ все то же постановление № 719. Про авторские права, наличие сервисного центра и КБ на заводе-изготовителе — здесь все то же самое, что и для батарей в целом. Главное, что с 1 января 2025 года ячейка может считаться произведенной на территории Российской Федерации, только если набирает не менее 800 баллов! Самой дорогой позицией здесь стало «нанесение анодных и катодных материалов на электродную ленту» — 300 баллов. 150 баллов можно получить за «применение катодных материалов российского производства». Для NMC-батареи это литий, никель, марганец и кобальт. 110 баллов можно получить за «штамповку, резку и сварку электродов аккумуляторных ячеек», 40 баллов — за «изготовление (прокат) или применение электродной ленты аккумуляторных ячеек», притом что лента может быть медной или алюминиевой, и так далее.
Повторимся: с 1 января 2025 года ячейка и батарея должны набрать 800 и 650 локализационных баллов соответственно, при этом ячейка должна быть признана выпущенной на территории РФ, в противном случае субсидии за изготовленный электромобиль обнулятся. Так вот. Как нам рассказали представители нескольких компаний на прошедшем в декабре «Комтрансе» (мы не будем называть ни эти компании, ни тем более наших собеседников), в Минпромторге прекрасно осознают всю тяжесть и невыполнимость условия применения российских высоковольтных АКБ. Для того чтобы помочь предприятиям выйти из затруднительного положения, невзирая на действующую редакцию постановления № 719, ведомство предложило считать батарею российской, если она хотя бы корпусирована на территории РФ, то есть завод использовал хотя бы корпус российского производства, выполнил сборку, балансировку, отладку и пр., а все остальные комплектующие, включая ячейки, завез из Китая. Вполне возможно, что в постановление № 719 в 2025 году даже введут поправку, которая позволит легализовать это решение.
И еще один интересный момент. Что касается требования использования российских батарей, то, как нам подсказывают участники рынка, Минпромторг позволяет трактовать формулировку «с 2025 года» широко — буквально как «в течение всего года, в том числе и с декабря». Таким образом, наш прогноз: в 2025 году российские производители электромобилей в лучшем случае начнут применять батареи, корпусированные в России из китайских ячеек, в худшем — батареи даже не начнут корпусировать, хотя в рамках опытных партий такой опыт (даже положительный) имеется. Впрочем, не будем категоричными: оставим 0,0001% вероятности на то, что мы ошибаемся и один из производителей вдруг начнет выпускать ячейки, которые по всем требованиям постановления № 719 действительно окажутся российскими. Каких только чудес не бывает на свете!