В этом году мы неоднократно акцентировали внимание на том, что калининградский «Автотор» долго не выпускал ежегодного отчёта по результатам 2023 года. И вот наконец документ опубликован. Давайте посмотрим, соответствуют ли официальные цифры той статистике, которой располагает редакция Дрома.
Оттолкнёмся от интервью главы совета директоров предприятия Валерия Иосифовича Горбунова, которое тот дал агентству «РИА Новости» в феврале 2024 года. «Объем производства по итогам 2023 года составил 38 тысяч автомобилей. В начале 2023 года мы озвучивали и ставили для себя другие цели: рассчитывали на объем 50–70 тысяч. Но эти цифры оказались больше, чем объективно мог взять рынок. Поэтому было принято решение выпустить меньше, чем планировалось ранее». Напомним, что летом 2023 года, когда мы ездили на «Автотор», Валерий Иосифович не исключал производства и ста тысяч машин.
Теперь – к документу. Открывая отчёт 2023 года мы ожидали увидеть, что на «Графике 2» по обыкновению будет указано «количество произведённых машин», как было в отчётах за 2022 и прежние годы. Однако, мы обнаружили там «количество реализованных автомобилей». При этом в отчёте за 2023 год цифры «реализованных» машин за 2019–2022 годы соответствуют цифрам «произведённых» машин за те же годы из прошлых отчётов! Будем надеяться, что составители исправят эту досадную оплошность и обновят файл с отчётом.
Едем дальше. На «Графике 9» представлено «производство легковых автомобилей по брендам», но только в пропорциях, без абсолютных значений, а на «Графике 10» – «объём реализованных автомобилей по проектам»: Kaiyi – 14 591 шт., Baic – 9874 шт., SWM – 2821 шт. Итого – 27 286 шт.
Самое время свериться с нашими данными постановок на учёт за 2023 год. В 2023 году на учёт в ГИБДД встали 7360 автомобилей Kaiyi, 2810 автомобилей Baic и 35 автомобилей SWM. Итого – 10 205 шт. Возникает вопрос, почему такой большой разброс? Вероятнее всего его можно объяснить разницей в терминах. Дело в том, что на заводах очень часто под проданными машинами понимают количество, отгруженное дилерам. Сюда попадают и машины, стоящие на дилерских складах и те, что ещё в пути. На заводе за проданные могут засчитать даже машины, которые ещё находятся в отгрузке. Однако, разница всё-таки получается большая – почти в три раза. До некоторой степени её объясняют наши объезды столичных дилеров: и в августе, и в сентябре 2024 года покупателям предлагались в первую очередь машины 2023 года выпуска, а по некоторым моделям дилеры вообще не предлагали образцов 2024 года выпуска и даже не выставляли на них ценники. Проще говоря, у дилеров действительно скопилось большое количество прошлогодних машин, выпущенных на «Автоторе». В то же время, согласно недавним сведениям, полученным нами от завода и дистрибьюторов, уже с конца августа при оформлении заказа дилеры получали с завода только машины 2024 года выпуска.
Чем ещё примечателен отчёт «Автотора» за 2023 год? Цифрами, которые, увы, радости не вызывают. К примеру, по сравнению с 2021 годом общий объём налоговых поступлений от «Автотора» и всех его дочерних предприятий сократился почти в 9 раз. При этом доля налоговых поступлений «Автотора» в общем объёме налогов и сборов предприятий Калининградской области упала с 53% в 2021 году до 12% в 2022 году. А доля «Автотора» в общем объёме товаров, работ и услуг в Калининградской области сократилась с 49% в 2021 году до 7% в 2023 году!
Средняя заработная плата на «Автоторе» в 2023 году составила 57,3 тысячи рублей, притом, что в 2021 году была немногим меньше – 51,8 тысяч рублей. А вот на АВТОВАЗе в 2023 году средняя заработная плата уже превысила 71 тысячу рублей. Впрочем, и тольяттинские и калининградские зарплаты – постыдно низкие для квалифицированного рабочего, который вкалывает на производстве по 8 часов в день, да ещё и тратит на дорогу как минимум 2 часа в день. С такой зарплатой ни рабочий АВТОВАЗа, ни рабочий «Автотора» не сможет купить машину, которую сам же и производит, только если не соберёт денег со всей родни и вдобавок не возьмёт кабальный кредит.
Само собой, в свежем отчёте имеются разделы о локализации и модернизации производства на «Автоторе» и дочерних предприятиях, о будущих проектах и стандартах качества, о кадровой и социальной политике, однако оптимизма они не добавляют. Совершенно очевидно, что только возвращение прежних условий ведения бизнеса, а вместе с ними – и прежних инвесторов, создаст предпосылки к восстановлению производства не только на Автоторе, но и на других российских заводах.