В этом году мы неоднократно акцентировали внимание на том, что калининградский «Автотор» долго не выпускал ежегодный отчет по результатам 2023 года. И вот наконец документ опубликован. Давайте посмотрим, соответствуют ли официальные цифры той статистике, которой располагает редакция Дрома.
Оттолкнемся от интервью главы совета директоров предприятия Валерия Иосифовича Горбунова, которое тот дал агентству «РИА Новости» в феврале. «Объем производства по итогам 2023 года составил 38 тысяч автомобилей. В начале 2023 года мы озвучивали и ставили для себя другие цели: рассчитывали на объем 50-70 тысяч. Но эти цифры оказались больше, чем объективно мог взять рынок. Поэтому было принято решение выпустить меньше, чем планировалось ранее». Напомним, что летом 2023 года, когда мы ездили на «Автотор», Валерий Иосифович не исключал производства и ста тысяч машин.
Теперь к документу. Открывая отчет 2023 года, мы ожидали увидеть, что на «Графике 2», по обыкновению, будет указано «количество произведенных машин», как было в отчетах за 2022 и прежние годы. Однако мы обнаружили там «количество реализованных» автомобилей. При этом в отчете за 2023 год цифры «реализованных» машин за 2019-2022 годы соответствуют цифрам «произведенных» машин за те же годы из прошлых отчетов! Будем надеяться, что составители исправят эту досадную оплошность и обновят файл с отчетом.
Едем дальше. На «Графике 9» представлено «производство легковых автомобилей по брендам», но только в пропорциях, без абсолютных значений, а на «Графике 10» — «объем реализованных машин по проектам»: Kaiyi — 14 591 штука, Baic — 9874, SWM — 2821. Итого — 27 286 штук.
Самое время свериться с нашими данными постановок на учет за 2023 год. В 2023-м на учет в ГАИ встали 7360 автомобилей Kaiyi, 2810 Baic и 35 SWM. Итого — 10 205 штук. Возникает вопрос: почему такой большой разброс? Вероятнее всего, его можно объяснить разницей в терминах. Дело в том, что на заводах очень часто под проданными машинами понимают количество, отгруженное дилерам. Сюда попадают и автомобили, стоящие на дилерских складах, и те, что еще в пути. На заводе за проданные могут засчитать даже машины, которые еще находятся в отгрузке. Однако разница все-таки получается большая — почти в три раза. До некоторой степени ее объясняют наши объезды столичных дилеров: и в августе, и в сентябре 2024-го покупателям предлагались в первую очередь автомобили 2023 года выпуска, а по некоторым моделям дилеры вообще не предлагали образцов 2024 года выпуска и даже не выставляли на них ценники. Проще говоря, у дилеров действительно скопилось большое количество прошлогодних машин, выпущенных на «Автоторе». В то же время, согласно недавним сведениям, полученным нами от завода и дистрибьюторов, уже с конца августа при оформлении заказа дилеры получали с завода только автомобили 2024 года выпуска.
Чем еще примечателен отчет «Автотора» за 2023 год? Цифрами, которые, увы, радости не вызывают. К примеру, по сравнению с 2021 годом общий объем налоговых поступлений от «Автотора» и всех его дочерних предприятий сократился почти в девять раз. При этом доля налоговых поступлений «Автотора» в общем объеме налогов и сборов предприятий Калининградской области упала с 53% в 2021 году до 12% в 2022-м. А доля «Автотора» в общем объеме товаров, работ и услуг в Калининградской области сократилась с 49% в 2021 году до 7% в 2023-м!
Средняя заработная плата на «Автоторе» в 2023 году составила 57,3 тысячи рублей, притом что в 2021-м была немногим меньше — 51,8 тысячи рублей. А вот на АВТОВАЗе в 2023 году средняя заработная плата уже превысила 71 тысячу рублей. Впрочем, и тольяттинские, и калининградские зарплаты постыдно низкие для квалифицированного рабочего, который вкалывает на производстве по восемь часов в день, да еще и тратит на дорогу как минимум два часа в день. С такой зарплатой ни рабочий АВТОВАЗа, ни рабочий «Автотора» не сможет купить машину, которую сам же и производит, только если не соберет денег со всей родни и вдобавок не возьмет кабальный кредит.
Само собой, в свежем отчете имеются разделы о локализации и модернизации производства на «Автоторе» и дочерних предприятиях, о будущих проектах и стандартах качества, о кадровой и социальной политике, однако оптимизма они не добавляют. Совершенно очевидно, что только возвращение прежних условий ведения бизнеса, а вместе с ними и прежних инвесторов создаст предпосылки к восстановлению производства не только на «Автоторе», но и на других российских заводах.