Мы часто и много писали о грядущем повышении утилизационного сбора, говорили о том, как негативно это скажется на всей автомобильной промышленности, а заодно и на конечном пользователе, который не увидит ничего, кроме повышения цен на все без исключения автомобили — как импортные, так и собираемые в России. Нам вторили практически все привлекаемые нами эксперты. Некоторые из них даже высказывали соображения о возможных послаблениях — дескать, не стали бы устраивать общественную дискуссию, а заодно объявлять об индексации за несколько месяцев, если бы не хотели потом отыграть. Увы. Это все-таки случилось. По крайней мере, наши конфиденты утверждают, что сегодня, в пятницу, 13 сентября, до 15:00 председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал проект постановления о повышении «утиля», ранее опубликованный на Федеральном портале проектов нормативных и правовых актов. После первой публикации проект был доработан. При этом по состоянию на 17:00 вечера сегодняшнего дня на портале правовых актов указано, что проект находится еще на стадии «проверки оценки регулирующего воздействия» и на рассмотрение в правительство не поступил. Что ж, скорее всего, портал просто запаздывает, и через день-два документ за подписью Мишустина опубликуют уже на официальном сайте правительства РФ, где и размещаются обычно подписанные постановления.
Перед тем как пройтись по ключевым положениям документа, поговорим о самом пикантном — о том, что, скорее всего, в официальную финальную версию постановления не попадет, но будет отражено в закрытом приказе Минпромторга. Речь в общем-то о вещи вполне позитивной — о так называемой схеме 1/3-1/3-1/3. Напомним, что именно в таких пропорциях Минпромторг предполагал покрывать российским автомобильным предприятиям некомпенсируемую часть утилизационного сбора, то есть ту часть, для компенсации которой не хватает локализационных баллов по постановлению № 719, о котором мы регулярно пишем. Одну треть некомпенсируемой части завод может покрыть за счет вложений в действующее производство (то есть за операционную деятельность), вторую — за счет перезапуска простаивающего оборудования (к примеру, за расконсервацию катафорезной ванны), третью — за счет инвестиций в производство компонентов. Между тем, как нам подсказывают наши консультанты, первую и вторую части правительство будет готово компенсировать только при наличии третьей, то есть вливаний в выпуск комплектующих. При этом до сих пор обсуждаются разные пропорции, к примеру, 40:40:20.
Возникает вопрос: по какой причине этот указ может быть закрытым, то есть непубличным? Дело в том, что официально правительство (и конкретно Минпромторг) не имеет права компенсировать утилизационный сбор — это противоречит правилам ВТО, куда Россия вступила в 2012 году с весьма длительным (семь лет) переходным сроком для автомобильной промышленности. К примеру, если послать официальный запрос в Минпромторг (что мы делали), ведомство ответит, что не компенсирует «утиль», хотя на самом деле компенсационные механизмы вовсю работают и заводы получают дотации, о чем мы опять же писали, повторяться не будем.
Еще напомним, что на импортный автомобиль импортер (а затем и конечный покупатель) платит «утиль» полностью, и компенсации возможны только для собираемых в России машин.
Теперь к основному документу. Мы не уверены, что Мишустин подписал именно ту версию, которая на Федеральном портале проектов нормативных и правовых актов отмечена как самая свежая, однако, судя по всему, основные положения сохранились: индексация (то есть увеличение) утильсбора планируется с 1 октября, осталась нетронутой и ранее разработанная сетка коэффициентов по годам.
Начнем с электромобилей. Если до 31 декабря 2024 года включительно за образцы до 3 лет нужно платить 32 600 рублей утильсбора, а за образцы старше 3 лет — 122 000 рублей, то с 1 января за новый электромобиль или последовательный гибрид, ввезенный из-за границы юрлицом или физлицом, не оформившим машину для личного пользования, требуется внести 667 400 рублей. С 1 января 2026-го — 800 800 рублей. Далее каждый год коэффициенты для расчета утильсбора будут повышаться и в 2030-м достигнут отметки в 1 172 400 рублей.
Что касается машин с ДВС объемом от литра до двух, то есть большинства импортируемых и производимых сегодня в России моделей, утильсбор для них поднимается с нынешних 300 600 рублей до 556 200 рублей. В 2025 году его увеличат до 667 400 рублей, в 2026-м — до 800 800 рублей, в 2027-м — до 880 800 рублей, в 2028-м — до 969 000 рублей, в 2029-м — до 1 065 800 рублей, а с 2030-го и далее он составит 1 172 400 рублей. Для остальных машин перечислять ставки не будем, ибо сейчас их доля на рынке ничтожна, а после октябрьского повышения упадет до уровня статистической погрешности.
Еще раз отметим, что перечисленные ставки будут действовать для ввоза автомобилей юрлицами или физическими лицами не для личного пользования. Частники, которые планируют эксплуатировать ввезенную ими машину не менее одного года и оформленную по всем правилам как авто для личного пользования, по-прежнему будут платить льготные ставки до 2030 года и далее: на образцы до 3 лет с любым типом силовой установки «утиль» составит 3400 рублей, на машины от 3 лет и старше — 5200 рублей.