По оценке Китайской ассоциации легковых автомобилей, в июле в материковом Китае было продано 878 тысяч электромобилей и подзаряжаемых гибридов, на 36,9% больше, чем в июле прошлого года. Также июль стал первым месяцем, когда автомобили, заряжаемые от розетки (электромобили и подзаряжаемые гибриды) опередили по продажам в единицах машины на горючем топливе. Кроме того, продажи одних электромобилей в стране составили 60% от общемировых.
Чтобы и дальше стимулировать внутренний спрос, в конце июля правительство КНР удвоило размер субсидий на покупку электромобилей, выпущенных внутри страны. Несмотря на это, из более трех десятков китайских производителей электромобилей с прибылью работают только два — BYD и Li Auto. Соответствующую информацию приводит газета South China Morning Post.
Все крупнейшие западные консалтинговые агентства сходятся в оценке, что ни развитие инфраструктуры, ни объем внутреннего рынка, ни рыночные стимулы не спасают китайских производителей электромобилей от общемировых угроз, нависших над отраслью дамокловым мечом: трудно достижимой рентабельности и неизбежного разорения большинства производителей, прежде чем рынок сформируется окончательно.
Спрос на электромобили не поспевает за предложением. Притом что даже нынешний уровень спроса достигнут ценовым демпингом. Производители распродают электромобили со значительными скидками, чтобы просто удержаться на плаву и не останавливать производство.
Ритм на рынке задает BYD, крупнейший в мире производитель электромобилей. В начале февраля для увеличения доли рынка BYD прибегнул с масштабному снижению цен на весь модельный ряд — на 5-20%. Остальным участникам рынка не осталось ничего иного, кроме как реагировать.
В Goldman Sachs подсчитали, что если BYD снизит цены еще на 7%, то отрасль в целом станет нерентабельной. Кроме того, экспортный потенциал отрасли с введением заградительных пошлин на китайские электромобили в США и Евросоюзе был сведен на нет. В JP Morgan предрекают череду банкротств производителей электромобилей в стране по мере нарастания конкуренции.