В прошлом году президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин на отчетной пресс-конференции так откровенно высказался по поводу некомплектных автомобилей Lada, что после этого АВТОВАЗ закрыл брянскому дилеру «БН-Моторс», принадлежащему Алексею Геннадьевичу, кредитную линию аж на целый год. Сейчас отношения восстановились, но на пресс-конференции нынешнего года, прошедшей 9 июля, президент РОАД уже не допускал по адресу АВТОВАЗа резких суждений. Во всем остальном Алексей Подщеколдин гнул прежнюю линию и придерживается ранее намеченного плана. К примеру, в прошлом году он обещал выйти в правительство с рядом инициатив — и сделал это. Минпромторг оказался глух к предложениям РОАД, правда, во многом из-за того, что некоторые из инициатив оказались не проработанными в должной мере. Алексей признал это в беседе с нами после пресс-конференции. Разберем некоторые из этих инициатив.
Среди прочего Алексей Подщеколдин предложил Минпромторгу пересмотреть механизмы возмещения утилизационного сбора, обратившись к опыту 2012 года. Тогда покупатель при оформлении новой машины со сдачей в утиль старой (не в трейд-ин, а именно в утиль) получал скидку 50 000 рублей. В 2012 году эта сумма составляла около 20% от цены Лады Kalina. Следуя логике прошлого, Алексей предлагает сегодня за счет государства сбрасывать с цены Lada Vesta весомые 300 000 рублей, если покупатель будет сдавать при покупке старую машину в утиль. Поскольку (по прикидкам РОАД) Веста в среднем продается за 1,5 миллиона, то 300 000 рублей скидки и составят искомые 20%. При этом Алексей не уточняет, из каких средств государство должно извлечь необходимую сумму.
Если бы предложение президента РОАД было принято и схема заработала с 1 января 2024 года, то при сдаче в утиль автохлама, который можно купить за 30-40 тысяч рублей, для всех покупателей Весты правительству только в первом полугодии пришлось бы изыскать 18,6 миллиарда рублей.
Если изымать эти средства из ранее собранного утильсбора на импортные машины, то в бюджет не поступят «утилизационные деньги», при этом АВТОВАЗ фактически получит компенсацию выплаченного им утильсбора дважды. Первый раз — за то, что все модификации Весты достигают целевого уровня локализации (в нынешнем году — 2567 баллов), а второй — за факт покупки автомобиля со сдачей рухляди в утиль! Напомним, что сейчас утильсбор за машину в возрасте до трех лет с мотором от литра до двух как раз и составляет 300 600 рублей. Короче говоря, с таким подходом мы никак не можем согласиться, ибо он усиливает государственную поддержку АВТОВАЗа, увеличивает его возможности по ценообразованию, при этом конкурентоспособность других участников рынка резко снизится.
Наконец, предложенная Алексеем Подщеколдиным схема не учитывает текущей локализации приобретаемой машины, за которую будет полагаться скидка в виде сертификата на утилизацию старой. А если приобретаемая машина, собранная, к примеру, на «Автоторе», и стоит дороже, чем Vesta, и не имеет ни одного балла локализации, как рассчитывать за нее сумму сертификата?
Короче говоря, с таким вот откровенно не проработанным предложением РОАД обратился в Минпромторг и ожидаемо получил от ворот поворот: тему замяли. Впрочем, Алексей склонен списывать поведение ведомства на отсутствие необходимого количества сотрудников в Департаменте автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения, куда и подаются все предложения по модернизации автомобильной отрасли России. В связи с этим Алексей считает, что необходимо возродить отдельное автомобильное министерство — по типу того, какое было в СССР. При этом перед министром нужно ставить задачу по максимальному увеличению доли произведенных в стране машин в общей массе новых. В этом случае, уверен Алексей, достучаться до министра будет существенно легче, чем до нынешнего руководства автомобильного департамента Минпромторга. Напомним, что в комментариях для Дрома эту же мысль неоднократно высказывали гендиректор «Автостата» Сергей Целиков и еще ряд участников рынка, привлекаемых нами в качестве экспертов.
Не получила поддержки и идея Алексея Подщеколдина дать китайским производителям зеленый свет, отменив утильсбор на первые два года для всех, кто изъявит желание построить завод. Эта идея лежит в русле прошлогодних предложений президента РОАД, призывавшего «запустить в Россию как можно больше “китайцев”», чтобы конкуренция между ними, а значит, и выгода потребителя, была максимальной. Понятно, что при нынешних лоббистских возможностях АВТОВАЗа, когда завод фактически принадлежит государству, воплотить в жизнь такую идею совершенно нереально.
Еще одной инициативой РОАД стало формирование единых условий договора между дилером и автопроизводителем, притом что одним из этих условий должны стать большие компенсации дилеру в случае ухода производителя с рынка. Как нетрудно догадаться, причиной появления этой инициативы стала ситуация массового ухода автопроизводителей без осуществления соответствующей поддержки дилеров. Собственно, в настоящее время дилер «БН-Моторс», принадлежащий Алексею Подщеколдину, судится с Renault — Алексей уверен, что победа останется за ним, хотя недавно по аналогичному иску суд отказал дилеру РТДС. Мы не оспариваем факт независимости нашей судебной системы, однако косвенно это решение суда может указывать на желание российских властей вернуть Renault. Напомним, что при выходе из России французы заключили шестилетний опцион, в который не вошел московский завод, а только АВТОВАЗ. Таким образом, у Renault остались еще целых четыре года на то, чтобы вернуться.
Есть у РОАД еще одна идея, которая, в отличие от перечисленных, действительно может обрести законодательную силу. Подготовлены варианты поправок в постановление правительства РФ № 1212 от 5 октября 2017 года в части обязательной фиксации показаний одометра. Помимо прочего, они предполагают переход к уголовному наказанию за скручивание пробега через промежуточный этап, когда за это нарушение будет полагаться только административка. Это предложение мы полностью поддерживаем, равно как и всякую борьбу с мошенничеством, и не только в автомобильной сфере. Алексей привел интересные данные, подтвержденные документально: оказывается, сейчас на вторичном рынке около трети автомобилей имеют скрученный пробег. В лидерах — Ford, Land Rover, Infiniti и Mitsubishi.
Еще одна идея Алексея Подщеколдина, которая уже находится в стадии реализации, — составление рейтингов «плохих» и «хороших» дилеров. Мысль эта далеко не новая. Напомним, что 15 лет назад ежегодно подобные рейтинги, основанные на методе «тайного покупателя» и «фиксированных неисправностей», публиковало представительство Jaguar Land Rover. Насколько эта идея окажется реализуемой в нынешних условиях и не захотят ли «плохие» дилеры ответить авторам рейтинга «по-плохому», мы увидим уже в ближайший год.