Во Владивостоке власти начали освобождать «Зеленый угол» — знаменитый рынок по продаже праворульных подержанных автомобилей из Японии. Работам не мешают даже морозы — владельцы машин спешно убирают их из охранной зоны Владивостокской крепости.
На этой неделе от автомобилей полностью освободили территорию Саперного редута, а теперь грозят эвакуацией и его соседям. Сами «стоянщики» говорят, что давно понимали — авторынок рано или поздно разгонят. Но очень недовольны, что делать это начали зимой, пишет издание «Новости на VL.ru».
Всего за три дня территорию Саперного редута № 4 на вершине сопки полностью расчистили от машин. Еще в понедельник здесь их было порядка двухсот. Теперь ни одной. «Стоянщиков» несколько раз предупреждали, но только когда городские власти показательно эвакуировали семь машин, остальные уехали сами.
Утром 21 декабря корреспондент «Новостей VL.ru» убедился, что редут освобожден от машин. Остались только мусор, шины, капоты, брошенный кузов грузовика, два сгоревших остова легковушек. Сторожку уже увезли в неизвестном направлении. На территории редута есть еще несколько построек, в том числе и довольно серьезный домик.
После освобождения редута прокуратура заявила, что теперь нужно освободить и соседние стоянки, которые попадают в охранную зону памятника. В ней запрещена любая хозяйственная деятельность, а простирается зона на десятки метров во все стороны и захватывает огромное число стоянок и авторазборок. Мэрию, которой принадлежат 14 участков, уже уведомили, что машины надо убирать. Иначе после Нового года их тоже начнут демонстративно эвакуировать.
На ближайшей к редуту стоянке (участок 25:28:010043:25) в ряд выстроились несколько свежих микроавтобусов, вокруг которых суетятся трое мужчин. Поговорить отказываются: что, не видишь, нам некогда. Но их действия и так понятны: пытаются завести на морозе машины со слабыми аккумуляторами.
Удается не всегда, приходится «прикуривать» с помощью «крокодилов» и внешнего аккумулятора. Многие машины на «Зеленом углу» вообще не готовы к срочному перемещению зимой: на них летняя резина, летнее масло, у некоторых летнее дизельное топливо. Про такие мелочи, как незамерзайка или батарейки в иммобилайзерах, и говорить не стоит. Но мужчины явно торопятся.
— Вас мэрия уже предупредила, что нужно покинуть территорию? Какой дали срок?
— Мэрия предупредила арендаторов, а они нас. Сказали, три дня — и вас тут не должно быть. Иначе эвакуируют.
На площадке чуть ниже (все тот же участок) расположено что-то вроде авторазборки и стоят несколько микрогрузовиков. Один уже погрузили на эвакуатор. Рабочие тоже не хотят отвлекаться: «Вот вчера бы пришли, мы бы с вами поговорили. Вчера мы были свободные. А сегодня, извините, сильно заняты».
Большая стоянка расположилась вдоль линии электропередачи с западной стороны редута, ближе к улице Нейбута (участок 010043:16). Здесь тоже кипит работа, им сейчас надо передвинуть примерно 100 машин за три недели. Но работники оказались разговорчивее.
«Да, вчера приходил прокурор, сказал, чтобы мы до 15 января убрали машины от земляного вала Саперного редута где-то на семь метров, до ЛЭП. То есть вот эту территорию нужно расчистить. Это пока. А весной, как понимаю, придется полностью стоянку покинуть. Потому что она вся в охранной зоне. Сейчас буду машины передвигать. Составлю вот там вплотную друг к другу», — рассказывает один из арендаторов.
По его словам, решение не стало неожиданностью. Да, много лет никому не было дела до этого редута, а теперь другой собственник, и видно, что взялись серьезно.
«Будут все восстанавливать. Тут будут заново отсыпать земляные валы. Многое же было раскопано незаконно, дороги появились эти прямо по памятнику. Они все будут восстанавливать, думаю, у городских властей денег хватит. Придется весь этот мусор вывозить, благоустраивать. Зато будут экскурсии водить и деньги в бюджет зарабатывать — вон сколько китайцев к нам сейчас едет. Да и вообще весь рынок разгонят. Там дальше еще один [форт Суворова], тоже охранная зона. Да и вообще все эти стоянки застроят многоэтажками. Мы были к этому готовы, ждали рано или поздно. Но почему только зимой начали, в такие холода? У нас тут половина машин не заведется, аккумуляторы перемерзли напрочь. Китайцы замерзли — одна машина [EXEED] вообще колом встала. Некоторые владельцы сейчас в отпуске в Таиланде, ключи забрали, заплатили за стоянку и уехали. Ну, будем двигать, переносить», — говорит собеседник. По его словам, стоит размещение на авторынке по 120-160 рублей в сутки, в зависимости от места.
Соседней авторазборке тоже сказали переезжать до 15 января, в том числе убирать контейнеры. «Я уже узнавал. Перевезти контейнер стоит 12-15 тысяч. У кого-то их несколько. Но лучше самому перевезти, иначе приедут, эвакуируют, а потом выставят тысяч 20 только за кран. Вот вчера у Димы машину забрали. Теперь придется кучу денег отдать. Хотя могли бы просто предупредить, и он бы сам убрал», — говорит местный работник по имени Виталий.
Куда будет переезжать авторынок, «стоянщики» не знают. Скорее всего, за город. В Трудовое или на «Примринг», как предлагал бывший мэр Владивостока Виталий Веркеенко. Но пока, видимо, значительно увеличится количество машин без номеров, стоящих во дворах домов по Нейбута и другим улицам в округе.
«На самом деле «Зеленый угол» тоже достопримечательность Владивостока, знаковое место, о котором знают в разных регионах. Ну что ж, значит, будем стоять по дворам и огородам. В каждом дворе куча машин стоять будет. Сколько мы проходили уже? И это переживем», — резюмирует Виталий.
Символично, что происходит это в 2023 году, когда авторынок отмечает 30-летие.