Прошедшая в среду, 19 июля, пресс-конференция президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексея Подщеколдина, вставшего у руля РОАД три с лишним месяца назад, принесла немало интересной информации. К примеру, Алексей Геннадьевич сообщил, что к руководимому им дилеру Lada в Брянске («БН-Моторс») из Тольятти поступает только 22% комплектных автомобилей, остальные складируются на площадке и, по оценке Подщеколдина, могут быть укомплектованы в лучшем случае в течение месяца-двух.
На встречу Алексей Геннадьевич вышел с обширным докладом и помимо представленных слайдов (в том числе и с небезынтересной статистикой по китайскому рынку) сыпал цифрами и фактами. Не обошлось без оговорок. К примеру, президент РОАД сообщил, что в Бразилии в прошлом году продано три миллиона новых машин — это не так. Согласно данным Бразильской ассоциации автомобильных производителей, в 2022 году дилеры реализовали на внутреннем рынке 2,104 млн транспортных единиц, включая тяжелые грузовики и автобусы. Что же касается легковых машин, они разошлись тиражом в 1,57 млн штук. В этом смысле остается надеяться, что остальная информация была верна, тем более что впредь РОАД планирует снабжать и участников рынка, и прессу самым широким набором статистических данных. Впрочем, не Бразилия нас интересует!
Мы пошли на пресс-конференцию РОАД не в последнюю очередь потому, что 7 июля, в день опубликования постановления правительства РФ № 1118 с новыми коэффициентами для расчета утилизационного сбора, РОАД выступила с письмом на имя председателя правительства РФ Михаила Мишустина, резко осуждающим «политику партии» в этом вопросе. Составители посчитали, что с учетом текущего ослабления рубля и дефицита новых машин на рынке время для повышения утильсбора выбрано крайне неудачно. Кроме того, президент РОАД сказал на пресс-конференции, что чиновники, принимавшие решения о повышении утильсбора, совершенно не в курсе реального положения дел на местах, поэтому и подняли «утиль». Из слов Алексея Геннадьевича следует, что таких чиновников вроде бы нужно гнать в шею, но увы. Мы уже писали, что лица, принимавшие это решение, прекрасно знали, что делают, ибо повышение утильсбора стало результатом лоббистских действий президента АВТОВАЗа Максима Соколова, который публично и неоднократно предлагал защитить российский автогигант от импортеров именно через повышение «утиля» и в конце концов обратился за помощью к спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко, которая его всецело поддержала.
Между тем дата опубликования письма РОАД говорит о том, что руководство ассоциации не в состоянии оказывать какое бы то ни было влияние на работу регулятора, то есть в данном случае Минпромторга. Хуже того — менеджмент РОАД не был в курсе грядущих изменений, хотя — уж простите! — Дром писал об этом еще в мае, да еще и с указанием конкретных цифр. Короче говоря, пока РОАД по-прежнему остается независимой организацией в том смысле, что от нее ничего не зависит. К своей чести, Алексей Подщеколдин согласился с нашими доводами и заверил, что будет всячески повышать вес РОАД в профессиональной среде и добиваться участия представителей дилерского сообщества в обсуждениях важных вопросов регулирования рынка на правительственном уровне: «Не факт, что чиновники прислушаются к нашим рекомендациям, но мы добьемся, чтобы голос дилеров звучал громче и был услышан».
Мы поинтересовались у Алексея его мнением по части вероятного распространения новой сетки «утиля» на автомобили, выпущенные в России. Напомним, что в постановлении № 1118 сказано: «Настоящее постановление применяется в отношении транспортных средств, ввезенных на территорию РФ после 1 августа 2023 года». Это же сказано и в пресс-релизе Минпромторга. Однако сразу же после опубликования ПП № 1118 возникли слухи о распространении повышенного «утиля» и на машины российского выпуска, поскольку разные ставки утиля для российских и импортных машин входят в противоречие с правилами Всемирной торговой организации (ВТО), членом которой Россия стала еще в 2012 году. Более того, источники Дрома однозначно говорят о том, что повышенный «утиль» будет распространен на российские машины и что «разнобой» с интерпретацией правительственной инициативы объясняется «сыростью документов» и нежеланием «волновать общественность раньше времени». Удивительно, но Алексей Геннадьевич сообщил нам, что тоже не уверен в распространении новой сетки исключительно на импортные машины. Более того, уже после опубликования постановления № 1118 Алексей Подщеколдин, как президент РОАД, направил в правительство запрос с просьбой разъяснить детали изменений и попросил уточнить, будет ли распространен утильсбор на машины российской сборки. Со слов Алексея Геннадьевича, ответа нет до сих пор! То есть мы констатируем, что Минпромторг не только не отвечает в положенные десять дней журналистам (в частности, нам), но и даже президенту ассоциации РОАД. Видимо, у чиновников есть куда более важные дела.
Собственно, вопрос начисления утильсбора на российские машины для Алексея Подщеколдина самый что ни на есть прикладной. Как мы писали прежде, принадлежащий Подщеколдину дилерский холдинг «БН-Моторс» договорился с китайской BAW об организации сборки легких грузовиков BAW T7. Алексей Геннадьевич посетовал: «Я мечтал, чтобы наши машины уложились в цену до двух миллионов, но теперь я точно не смогу этого сделать». По словам Алексея Подщеколдина, из-за неопределенности с утильсбором он не может дать реальную информацию китайским партнерам.
В завершение вернемся к открытому письму РОАД на имя Мишустина, в котором есть одна примечательная фраза: повышение утильсбора «ударит по растущим российско-китайским отношениям». Мы поинтересовались у Алексея Подщеколдина, почему он так упирает именно на китайских партнеров. Алексей Геннадьевич ответил, что в условиях, когда других официальных импортеров фактически не осталось, нужно «изменить регулирующее законодательство и запустить на рынок России как можно больше китайцев». По мысли президента РОАД, повышать утиль нужно только после того, как с помощью китайцев рынок не просто достигнет допандемийного объема, но и допандемийного уровня цен. И вот после этого «утиль» можно будет и повысить. Собственно, в письме к Мишустину Алексей Подщеколдин и просил отложить повышение «утиля» до лучших времен. Вероятность того, что это будет сделано, Подщеколдин оценивает как ненулевую.
Вместе с тем на пресс-конференции Алексей Подщеколдин выдвинул ряд очень важных и интересных рыночных инициатив, о которых мы непременно расскажем читателям Дрома, но только после того, как они будут детально разработаны, донесены до Минпромторга и, самое главное, получат оценку экспертов ведомства в части перспектив правоприменения. В этом случае появится слабый шанс, что они будут приняты.
За сим желаем новому руководству РОАД успехов!