Для начала напомним об организационной стороне вопроса. После ухода Renault из России юридическое лицо «Рено Россия» было переименовано в Московский автомобильный завод «Москвич». При этом мощности московского завода Renault, бывшего частью «Рено Россия», не были включены в опцион. То есть в случае возвращения на наш рынок Renault сможет востребовать только долю в АВТОВАЗе.
С этими изменениями была утрачена и часть персонала «Рено Россия». К примеру, разошлись сотрудники отдела сертификации и часть производственного персонала. Собственно, до начала украинских событий на заводе работало около 4300 человек, сейчас, по сообщениям сайта московского правительства, в штате числятся 2045 человек, и подавляющее большинство их не задействовано в постовой сборке. В силу утраты «компетенций» в качестве партнера был привлечен КАМАЗ, который взял на себя труд и по сертификации моделей Москвич.
Система регулирования автомобильной отрасли в России годами выстраивалась так, что без поддержки государства выжить автопроизводителю было невозможно — проще закрыть завод и перейти к импорту. Чтобы получить бюджетную поддержку, завод должен заключить с Минпромторгом Специальный инвестиционный контракт и взять на себя обязательства по налоговым выплатам в бюджет, по выпуску товарной продукции в определенном объеме (выраженном в деньгах), а заодно выдерживать график повышения локализации. Какие преференции можно получить? К примеру, автомобили могут быть включены в программу господдержки спроса по линии потребительского кредитования. Кроме того, при наличии СПИКа правительство начнет частично или полностью (в зависимости от того, насколько выпускаемые модификации соответствуют уровню локализации, определенному Минпромторгом) компенсировать заводу утилизационный сбор, который завод-изготовить уплачивает на стадии получения электронного ПТС.
К примеру, если бы модификация DA21-AA01-5W Москвича-3 (то есть версия с 1,5-литровым турбомотором), выпущенная после 1 января 2023 года, набирала бы 2567 локализационных баллов, то Минпромторг полностью компенсировал бы выплаченный утилизационный сбор. Поскольку в настоящее время постовая сборка Москвичей дает нулевую добавленную ценность, то есть локализацию, которую нельзя учесть нормами, прописанными в постановлении правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», весь утильсбор, составляющий для Москвича 3 178 400 рублей, включен в конечную цену автомобиля.
Вот здесь мы подходим к интересному моменту. Как у юридического наследника Renault, у «Москвича» уже есть СПИК – напомним, что в свое время «Рено Россия» выступила привлеченным партнером по СПИКу АВТОВАЗа. Со сменой названия были внесены коррективы и в реестр СПИКов: вместо «Рено Россия» теперь везде числится «Москвич», однако в рамках этого СПИКа № 30 получать льготы «Москвич» не сможет – именно потому, что заявителем на ОТТС Москвича 3 и изготовителем машины по документам числится КАМАЗ, а «Москвич» фигурирует как «сборочный завод». Именно поэтому еще 23 ноября 2022 года, когда на «Москвиче» стартовала постовая сборка, министр промышленности и торговли Денис Мантуров выразил надежду, что КАМАЗ «в ближайшее время внесет предложение по расширению СПИКа. <…> Это даст преференции "Москвичу", чтобы участвовать в программе поддержки спроса, которую государство будет продолжать в последующие годы, как минимум в 2023 году».
Так вот. Оказывается, модели Москвич уже внесены в СПИК КАМАЗа, а конкретно в СПИК № 20, который называется «Проект “Развитие модельного ряда автомобилей КАМАЗ и Мерседес-Бенц и модернизация мощностей для их производства”». Да-да, не удивляйтесь, до сих пор в СПИКе фигурирует и немецкая марка, притом что в графе «инвесторы» наряду с ПАО «КАМАЗ» указан «Даймлер Камаз Рус». Короче говоря, именно в этот СПИК задним числом были внесены «Легковые автомобили категории М1 с двигателями внутреннего сгорания» и «Легковые автомобили категории М1 с электроприводом». Поскольку в качестве «планируемой даты начала производства промышленной продукции» фигурирует 2022 год, мы можем безошибочно определить, что речь идет именно о Москвиче 3 и Москвиче-3е, а не о каких-то иных будущих легковушках КАМАЗа, о которых говорил уже в 2023 году гендиректор предприятия Сергей Когогин. Почему мы делаем вывод о том, что Москвичи были включены в СПИК КАМАЗа задним числом? Потому что Мантуров говорил о грядущем расширении СПИКа 23 ноября, а указанные легковушки были внесены в этот СПИК дополнительным соглашением от 17 ноября 2022 года – видимо, чтобы льготный период начался еще до старта производства. Ну, то есть можно, конечно, допустить, что Денис Валентинович просто не был в курсе дела или обманывал общественность, но мы без колебаний отметаем это предположение!
Однако подешевеют ли Москвичи, если будут включены в программу господдержки? На этот вопрос нам уже ответили менеджеры в салонах новообретенной марки: нет, не подешевеют, ибо как только процедура по включению Москвичей в программу будет пройдена, спрос возрастет и дилеры тут же начнут доукомплектовывать автомобили ковриками по 400 тысяч рублей.
Кстати, косвенно факт наличия Москвичей в СПИКе КАМАЗа нам подтвердил и гендиректор московского завода Дмитрий Пронин: на недавнем мероприятии «Автостата», где мы познакомились с седаном Kaiyi E5, Дмитрий сообщил, что «график повышения локализации согласован с Минпромторгом». А с чего бы его согласовывать, если модели не внесены в СПИК?..