Сегодня на мероприятии ForAuto-2023, которое было посвящено итогам прошлого года и на которое, по обыкновению, не явился заявленный организаторами сотрудник Минпромторга (на сей раз ждали исполняющего обязанности директора департамента автомобильной промышленности Тиграна Парсаданяна), фактически прошла публичная премьера электрической версии Москвича-3. Понятно, что еще с января машина имеется у дилеров, поэтому премьерой это можно назвать условно, однако мы воспользовались случаем, чтобы разузнать подробности и познакомиться с модификацией поближе. В конце концов, пока Москвич-3е даже не представлен на потребительском сайте бренда.
Внутри электрическая версия выглядит куда как наряднее обычного Москвича-3 со стрелочными приборами: здесь мы обнаружили цифровую приборку с весьма качественной графикой, кроме того, экран мультимедийной системы тоже очень хорош. Водителю предлагаются три визуальных варианта, которые перебираются кнопкой «*» на правой спице руля. Интересно, что на топовой комплектации бензиновой версии тоже появится такой щиток — это исполнение поступит в продажу в апреле.
Помимо привычных данных вроде счетчика суточного пути на электронной приборке представлена следующая информация: сведения об остаточном пробеге, который вычисляется исходя из текущего потребления электроэнергии, остаточный заряд высоковольтной АКБ (в %), путевой расход энергии, температура АКБ. На том образце, что был представлен на выставке, бортовой компьютер показывал расход в 25,0 кВт*ч/100 км. Понятно, что «на холостых» электроника покажет сколько угодно, но все же многовато. Впрочем, как нам подсказывают коллеги из «Москвича», если держать на трассе 80–90 км/ч, то расход составит около 15–17 кВт*ч/100 км, а вот если больше, то, как и все «электрички», Москвич-3е начинает расходовать радикально больше, а конкретно: при скорости больше 100 км/ч — уже 22 кВт*ч/100 км, ну и дальше — по нарастающей. Таким образом, исходя из емкости АКБ в 66 кВт*ч, Москвич-3е с гарантией проезжает 300 км. Интересно, что Porsche Taycan, бывший у нас на тесте в сентябре 2021 года, демонстрировал ровно те же цифры расхода.
Отображается на щитке и остаточная емкость АКБ. Вопреки мировой практике, по которой средняя гарантия на батарею составляет восемь лет с остаточной емкостью примерно вполовину от исходной, «Москвич» на АКБ не дает гарантии вовсе: она включена в общую гарантию на машину, которая составляет три года или 100 000 км (что наступит раньше). Состояние батареи показывает индикатор из восьми делений. Крайнее слева — красного цвета, остальные — белые. По мере сокращения емкости, шкала убывает справа налево. Когда все белые сегменты погаснут и останется только красный, это будет означать, что емкость батареи упала до критического уровня и ее нужно менять.
В случае если в процессе поездки остаточный эффективный заряд снижается до уровня 15%, на приборке появляется предупреждение, а когда остается 10%, включается режим экономии: машина уже не так остро реагирует на педаль газа, а максимальная скорость ограничивается планкой ориентировочно в 50 км/ч.
Напомним, что блоки никель-кобальт-алюминиевой высоковольтной АКБ («химия» — такая же, как и у Tesla) размещены под днищем Москвича-3е. Корпус АКБ — алюминиевый, покрытый «антигравием». В диапазоне от 20 до 25 градусов батарею не нужно ни подогревать, ни охлаждать, то есть она не тратит свой собственный заряд на работу системы жидкостной терморегуляции. При этом возможный температурный диапазон работы АКБ составляет от минус 35 градусов по Цельсию до +40. В системе терморегуляции используются два насоса — один прогоняет антифриз через рубашку батареи, второй — работает на печку салона.
Что касается локализации, не исключено, что вместо батареи Sinoev Technologies появится узел от Росатома: напомним, в Калининграде уже в конце этого года должно быть запущено производство ячеек по корейской технологии фирмы Enertech. Как нам сообщили в «Москвиче», специалисты Росатома уже изучают вопрос замещения китайской АКБ. Напомним, что Росатом предложит другую «химию» — никель-марганец-кобальт. К слову, в «Москвиче» не исключают, что инженеры Росатома могут задействовать дополнительные штатные места для размещения ячеек и увеличения емкости. Вместе с тем, в «Москвиче» активно идет работа над собственной электрической платформой, в которой вроде как задействован и НАМИ. А вот «Каму» от разработки будущих электрических Москвичей отключили, хотя элементы платформы у двух проектов будут, скорее всего, общими.