Минпромторг РФ обсуждает возможность повышения утильсбора — на сей раз на тяжелые грузовики. Как пишет газета «Коммерсантъ», это мера для защиты внутреннего производителя от машин из Китая, которые на фоне ухода из РФ европейских и японских производителей уже заполонили рынок.
По данным ресурса, в первую очередь рассматривается возможность увеличения сбора на тяжелые самосвалы — в этом сегменте сейчас продают большую часть грузовой техники.
Предположительно, проиндексируют базовую ставку утильсбора — сразу на 25%. Но только для узкого сегмента самосвальной и бортовой техники, где наблюдается засилье «китайцев».
Сейчас базовая ставка утильсбора на средне- и крупнотоннажные грузовики составляет 150 000 рублей. В отношении тяжелых самосвалов полной массой от 12 до 20 тонн возрастом до трех лет действует повышающий коэффициент 2,79, то есть утильсбор в таком случае составляет 418 500 рублей.
Усиление барьера должно защитить российский КАМАЗ от агрессивной конкуренции со стороны продавцов техники из Поднебесной. Китайские грузовики уже сравнимы по ценам с камскими. Между тем последние месяцы КАМАЗ страдает от повышения себестоимости своей продукции из-за укрепления рубля, замещения компонентов и перенастройки логистических цепочек.
Немного статистики октября 2022 года по продажам средне- и крупнотоннажных грузовиков. По данным «Автостата», КАМАЗ продал на внутреннем российском рынке 2,5 тысячи грузовиков (-15,3%), за ним следуют китайские игроки: Shacman/Shaanxi — 890 проданных машин (рост в 2,1 раза), Sitrak — 736 штук и FAW — реализовано 638 машин (рост в 3,8 раза). Замыкает топ-5 «Группа ГАЗ», продажи которой сократились на 49,5%, до 386 штук.