Федеральные Минэкономики, Минпромторг и Роспотребнадзор с начала сентября рассматривают предложение Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) ввести девятимесячный мораторий на применение отдельных положений закона «О защите прав потребителей», устанавливающих предельный срок гарантийного ремонта автомобилей (45 дней). В АЕБ считают, что из-за санкций выдерживать этот срок нереально — представительства и дистрибьюторы большинства европейских и японских брендов лишены возможности оперативно импортировать оригинальные запчасти.
По закону, если дефекты по гарантии не устранили за 45 дней, потребитель имеет право расторгнуть договор купли-продажи, заменить товар или уменьшить цену. При этом за каждый день просрочки ремонта начисляются пени — 1% от стоимости товара, или 365% годовых. В АЕБ отмечают, что в случае годовой задержки ремонта автомобиля стоимостью 3,5 млн рублей неустойка составит 6,4 млн, а с учетом штрафа — 10,5 млн рублей.
Аналогичные затраты производители, согласно закону, могут понести в случае, если машина находилась в ремонте более 30 дней в каждом гарантийном году из-за устранения различных недостатков.
Если не отменить требования по предельному сроку гарантийного ремонта, в России может случиться вал банкротств производителей и дилеров, считают в АЕБ.
Как пишет «Коммерсантъ», в Минэкономики и Минпромторге не пояснили свою позицию по предложению АЕБ. Что касается Роспотребнадзора, то там идеи АЕБ назвали неприемлемыми — мол, реализация этих предложений приведет к злоупотреблению мораторием со стороны официальных дилеров, снизится качество клиентского сервиса, а ремонты будут затягивать на неопределенное время. В Роспотребнадзоре считают, что «в рамках действующего законодательства имеется достаточно правовых инструментов для урегулирования ситуаций, связанных с невозможностью исполнения автоконцернами своих обязательств перед клиентами при наступлении определенных событий, на которые ни одна из сторон не может повлиять».