«Давайте мы подождем, когда американцы истратят деньги на новые технологии, а потом мы у них — цап-царап». Эти слова президента РФ В. Путина, сказанные на форуме «Россия зовет» в ноябре 2019 года, касались технологий по добыче сланцевого газа, однако в НАМИ метод «цап-царап» активно используют по «добыче» рабочей конструкторской документации. Очередной пример тому — проект «Веломоторс», которым инженеры НАМИ занялись с целью обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по договору от 25 декабря 2020 года. «Веломоторс» — это официальный шифр, присвоенный в НАМИ по теме: «Инженерно-конструкторская, технологическая, производственная и валидационная поддержка при разработке семейства малокубатурных ДВС от 650 до 1000 куб. см с пустотелым распределительным валом, облегченными алюминиевыми корпусными деталями и биметаллической отливкой цилиндров для использования в мототехнике и других видах моторизованной техники».
На первом этапе требовалось разработать конструкторскую и технологическую документацию, провести расчетные исследования для изготовления опытных образцов двигателя серии А. Вместе с тем эксперты НАМИ должны были проконсультировать заказчика по конструкторским, техническим и организационным работам. Этот этап должен был завершиться 30 июня 2021 года.
С чего, вы бы думали, начались работы? Правильно — с «исследования двигателя-аналога», которым был выбран агрегат австрийской фирмы Rotax Motoren, входящей в структуру Bombardier. Теперь вспомним, что «Веломоторс» — это крупный российский производитель мотовездеходов, который на свои «квадрики» линейки Stels устанавливает китайские моторы Gaokin. Как говорят эксперты в этой сфере, в Gaokin разработали агрегат не с нуля, а как раз с оглядкой на образцы фирмы Rotax. Таким образом, картина складывается следующая: в «Веломоторс» решили с помощью НАМИ и опять же с оглядкой на Rotax сделать свои двигатели вместо того, чтобы брать китайские, именно поэтому в НАМИ, недолго думая, и назвали проект по имени заказчика — «Веломоторс». Впрочем, это лишь наше предположение, на сей счет документальным подтверждением мы не располагаем.
Изучать заграничный двигатель в НАМИ собирались весьма основательно: больше месяца планировалось потратить на «разборку двигателя-аналога» и ещё два — на «сканирование и томографию выбранных деталей двигателя-аналога». Следующим этапом стало формирование «предварительного ВОМ», то есть «bill of materials» - перечня комплектующих и материалов, далее — «определение концепции конструкции двигателя». Этот пункт внушает надежду, что конструкторы НАМИ не «тупо сперли» конструкцию аналога, а все же попытались в меру разумений и «компетенций», о которых так любит говорить министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, внести изменения хотя бы для того, чтобы при случае (к примеру, при продаже на внешних рынках) производитель аналога не выставил претензию в нарушении авторских прав. К слову, «Веломоторс» активно экспортирует собранную в России технику.
Следующими этапами работ стали «формирование эскизной компоновки двигателя в 3D», «проведение расчетных исследований» и «утверждение окончательного ТЗ на семейство двигателей». Второй этап начался 1 июля 2021-го и должен был завершиться к концу 2021 года. Конструкторы НАМИ должны были скорректировать 3D-модели и разработать эскизную документацию на семейство двигателей объемом 650, 800 и 1000 «кубиков», провести технологическое согласование эскизной КД для изготовления прототипа с наибольшим рабочим объемом. После этого планировалось провести предварительные испытания, заключающиеся в «проверке собираемости и проверке компоновочных решений». При этом для изготовления прототипа ДВС и первичных испытаний в НАМИ предполагали привлечь стороннюю организацию.
Понятно, что после этого еще должна последовать подготовка производства с выпуском рабочей конструкторской и технологической документации, однако даже если работы в нынешнем году и продолжились, вряд ли в ближайшие несколько месяцев «Веломоторс» представит квадроцикл с двигателем «полностью российской разработки», ибо сейчас, очевидно, не до того…