После недавнего Международного экономического форума в Санкт-Петербурге мы еще долго будем соотносить стоимость федеральных автомобильных проектов с ценой «перспективной платформы Lada». Напомним, на этот проект де-факто государственный АВТОВАЗ планирует отрядить всего-то один миллиард рублей, при этом ждать результата придется три-четыре года. В то же время только на поддержку развития электромобилей Минпромторг намерен выделить 2,6 млрд рублей, из чего можно сделать вывод, что для автомобильной промышленности России электромобили в 2,6 раза важнее, чем новая «тележка» АВТОВАЗа.
Между тем на территории НАМИ намечается стройка, которая обойдется налогоплательщикам почти в четыре «перспективных платформы Lada»! Точнее, стройка наметилась еще 15 марта 2021 года, когда премьер-министр Мишустин подписал постановление правительства РФ № 378 «Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование, строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов капитального строительства федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Минпромторгу». Согласно документу, деньги предусматривались на строительство зданий трех ФГУПов, среди прочих — и наш «профильный» НАМИ, который замахнулся на дизайн-центр автоэлектроники и компонентов интеллектуальных транспортных систем, в том числе и лабораторно-испытательную базу. На это, по прикидкам нашего премьера, должно уйти 4,059 млрд рублей, из которых 3,68 должны быть выделены из бюджета, то есть из наших с вами налогов… Для сравнения: два самых крупных государственных контракта по координации разработки Ауруса, которую осуществлял все тот же НАМИ, обошлись налогоплательщикам в 11 млрд рублей, и что получилось в итоге, мы прекрасно знаем: автоматические коробки КАТЕ за 4,6 млн рублей в запчастях, которые вылетают одна за другой, и прочие «радости»…
На проектно-изыскательские работы по дизайн-центру в 2021 году предполагалось реализовать всего 73 бюджетных миллиона, а саму стройку начать в 2022 году с окончанием в 2023-м. Пресс-служба НАМИ этот вопрос решила не освещать, зато Главгосэкспертиза после оценки проекта отметилась пресс-релизом в конце апреля уже нынешнего года. В релизе указан и генеральный проектировщик — ООО «Специальные проекты и системы». Затем 26 мая на сайте госзакупок была опубликована первая заявка на строительство комплекса натурных испытаний «Динамическая платформа» как части большого дизайн-центра автоэлектроники, расположенного на территории НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» по адресу: Московская обл., Дмитровский район, пос. Автополигон. Максимальная цена по заявке составила 1,337 млрд рублей. Всего было зарегистрировано двое участников, а победителем признано ООО «Рестстройпроект». Кажется, вот-вот — и стройка начнется? Ан нет. Не далее как 1 июля ФГУП «НАМИ» признало подрядчика «уклонившимся от заключения контракта», поскольку с момента выигрыша в тендере «Рестстройпроект» так и не предоставил документа, «подтверждающего предоставление обеспечения контракта».
Теперь еще раз, но медленно. Есть строительный тендер на 1,337 млрд рублей, на который находится всего двое желающих — и это на высококонкурентном московском рынке строительства. При этом оба участника закупки выдвигают совершенно одинаковые ценовые предложения — 1 310 590 534 рубля 17 копеек. Затем из этих двоих выбирают именно «Рестстройпроект». То есть понятно, что случайные люди такие тендеры не выигрывают: как говорилось в фильме «Берегись автомобиля», «это нога — кого надо нога».
Едем дальше. Ровно в тот же день, когда была опубликована первая заявка, формируется и вторая — на сей раз на 886,4 млн рублей. Речь идет о возведении ЛИЗа — лабораторно-исследовательского здания все того же дизайн-центра автоэлектроники. Здесь тоже два участника с одинаковыми суммами: победителем назначили ООО «Химресурс», которое тоже было признано «уклонившимся» и тоже 1 июля.
В чем же дело, почему два подрядчика отказались от работ? Неужели после детального изучения проектной документации стало понятно, что овчинка выделки не стоит и проще отказаться от проектов, которые поначалу представлялись очень выгодными? Как бы то ни было, в конце июня на госзакупках появилась еще одна заявка — на скромные 139,7 млн рублей. Требуется возвести здание центрального пункта управления все того же дизайн-центра. На сей раз ценовые предложения различаются двумя миллионами рублей с хвостиком, и на момент подготовки настоящей заметки победитель этого соревнования не только не успел «соскочить с сатисфакции», но и не был даже объявлен.
Между тем, такая безответственность со стороны строительных подрядных организаций может поставить под сомнение сам смысл государственной поддержки процессов импортозамещения автомобильных комплектующих! Напомним, что только в мае заместитель директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Дмитрий Чернов сообщил: ведомство выделило аж 30 млрд рублей на поддержку производителей автомобильных компонентов. Как бы не пришлось инженерам НАМИ самим мешать раствор и класть кирпичи.