Счетная палата Российской Федерации проверила деятельность Федерального дорожного агентства «Росавтодор» за 2021 год. Согласно «сводной бюджетной росписи», вместо предусмотренных Федеральным законом № 385-ФЗ ассигнований на 2021 год в размере почти 602 миллиардов рублей «Росавтодор» получил 815,7 миллиарда рублей.
Счетная палата обнаружила в работе «Росавтодора» массу нарушений, однако нам будут интересны две позиции. Во-первых, не выполнен план по установке стационарных камер видеофиксации нарушений правил дорожного движения. В соответствии с паспортом федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» (ФП ОМРДХ) в рамках мероприятия «Увеличение количества стационарных камер фотовидеофиксации нарушений ПДД на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального, местного значения до 250% к 2030 году от базового количества 2017 года» в 2021 году планировалось увеличить количество стационарных камер фотовидеофиксации до 133% (относительно уровня 2017 года). А именно: в 45 субъектах РФ надлежало установить 1350 новых стационарных камер. Между тем, согласно данным Системы оперативного управления «Эталон», на 31 декабря 2021 года было установлено только новых 1010 камер, то есть 74,8% от запланированного. При этом, как показала выборочная проверка, уровень софинансирования в рамках федерального проекта «Безопасные качественные дороги» (есть, оказывается, и такой) в 2021 году полностью соблюдался.
В итоге на конец 2021 года парк стационарных камер составил 17,2 тысячи устройств. К слову, в 2021 году на основе показаний систем видеофиксации было выписано штрафов на 95 млрд рублей. При этом доходы в казну от всего агентства «Росавтодор» за 2021 год оказались куда скромнее: 38 млрд.
Не слишком успешно в 2021 году строились и дороги федерального значения, а также мосты, путепроводы, линии освещения, пешеходные переходы, шумозащитные экраны, укрепительные сооружения и площадки для отдыха к ним. Формально по многим позициям план даже перевыполнен, к примеру, вместо 104 км «федерального» дорожного полотна было введено в строй почти 153 км. Однако, как отмечают эксперты Счетной палаты, по строительству и реконструкции автомобильных дорог, мостов и путепроводов показатели достигнуты «исключительно за счет переноса сроков завершения работ с 2021 года на более поздние периоды»! Это при таких-то миллиардах… Справедливости ради нужно сказать, что часть объектов в 2021 году была введена в строй раньше намеченного.
Что касается опозданий, 2021 году перенесены сроки завершения работ по девяти объектам адресной инвестиционной программы, в том числе по строительству федеральных дорог протяженностью 81,86 км и искусственных сооружений на них протяженностью 1935,08 погонных метра. Кроме того, в 2021 году «Росавтодором» не обеспечено завершение четырех объектов, в том числе по строительству дорог протяженностью 3,675 км, линий электроосвещения — 10,292 км, пешеходных переходов — 268,25 погонных метра. Но опять же, готовность по этим объектам относительно высокая — более 70%.
Из частностей: в 2021 году «Росавтодором» допущены нарушения положений Бюджетного кодекса в части финансирования строительства мостового перехода через р. Зея в Амурской области и Градостроительного кодекса Российской Федерации в части необеспечения консервации 71 объекта незавершенного строительства.
Если же отвлечься от дорог и объектов инфраструктуры, по некоторым позициям замечания Счетной палаты серьёзные. К примеру, бюджетная отчётность федерального агентства признана «недостовеврной». Опять же, справедливости ради отметим, что часть нарушений «Росавтодора» обусловлена «низкой исполнительской дисциплиной уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части предоставления “Росавтодору” отчетности об использовании межбюджетных трансфертов». Видимо, в том числе и из-за этого Счетная палата посчитала, что в 2021 году «качество управления государственными финансами в "Росавтодоре" возросло».