В России впервые разрабатывают стандарт по так называемым картам спасения для всех автомобилей — это должно повысить эффективность работы МЧС в местах ДТП. Разработку документа курирует Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ВНИИ ГОЧС) МЧС России, уже подготовлена первая редакция нового ГОСТа, она проходит обсуждение.
«"Карта спасения" (своего рода инструкция) будет содержать все необходимые сведения не только о самом автомобиле, но и рекомендации для служб по действиям с ним в случае аварии», — объяснили в организации (цитата по ТАСС).
ГОСТ определит общие требования к кодификации, маркировке и идентификации «карты спасения» всех транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации. Вероятно, после утверждения стандарта эти инструкции станут обязательными для всех новых моделей автомобилей, выходящих на российский рынок.
Наличие «карты спасения» в каждом автомобиле позволит спасателям и пожарным избежать возможных рисков при работе с аварийными транспортными средствами, работающими, в том числе, на альтернативных источниках энергии. Особенно это актуально для электромобилей и «подзаряжаемых гибридов», которые оснащаются пожароопасными высоковольтными батареями.
«Она [карта] позволит спасательным службам получить максимальную информацию об аварийном транспортном средстве для оказания оперативной, эффективной и безопасной помощи пострадавшим», — сообщили в ВНИИ ГОЧС.
В организации отметили, что активный выпуск гибридных автомобилей и электромобилей, оснащение машин альтернативными источниками питания существенно осложняет работу спасателей при проведении работ, так как им не всегда известны конструктивные особенности каждой марки транспортного средства.
Активная эксплуатация на дорогах электротранспорта ставит перед спасателями и пожарными такие вопросы, как проведение аварийно-спасательных работ с учетом параметров высоковольтной силовой установки бортовой сети электромобилей, условия тушения аккумуляторных батарей и исключения возможности их повторного возгорания. «Поэтому спасателям необходимо сразу после прибытия на место ДТП, еще до начала спасательных работ, идентифицировать пострадавший автомобиль и знать все о его конструктивных особенностях. Это позволит эффективнее воспользоваться "золотым часом" - временем, когда есть реальная возможность для спасения жизни пострадавших», — уточнили разработчики ГОСТа.
По итогам 2020 года парк электромобилей в России увеличился на 71%, достигнув 10 836 машин (не считая гибридов).