Tesla Model 3 сама по себе не производит вредных выбросов, однако по суммарному вреду для окружающей среды сравняется с бензиновым седаном к пробегу в 21 725 км (13 500 миль). Такой результат показал анализ Reuters, основанный на математической модели от Аргоннской национальной лаборатории в Чикаго. Расчет охватил тысячи параметров: от типа металлов в батареях электромобилей до количества алюминия и пластика в автомобиле.
По словам Джарода Кори Келли, главного аналитика Аргонне, производство электромобилей генерирует больше CO2, чем выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Основной причиной являются энергозатратная добыча и обработка элементов для тяговых аккумуляторов.
«Углеродный разрыв» (carbon gap) и срок, через который он нивелируется, зависят от множества факторов, в том числе от массы и эффективности электромобиля, метода генерации энергии, используемой для подзарядки батареи, расхода топлива машины с ДВС и так далее.
Reuters иллюстрирует анализ примером. Tesla Model 3 эксплуатируется в США, где 23% электроэнергии вырабатываются угольными электростанциями. Ей противопоставляется Toyota Corolla со средним расходом 7,1 л/100 км. Эти легковушки сравняются по углеродному следу к пробегу в 21 725 км.
Однако если на этих же моделях ездить в Норвегии, которая вырабатывает почти всю электроэнергию из возобновляемых источников, то отставание по эффективности нивелируется гораздо раньше — уже через 13,5 тысячи км.
Если энергетическая система почти полностью завязана на угле (к примеру, как в Китае или Польше), то придется проехать аж 126 тысяч км, чтобы достичь углеродного паритета с Короллой.
В целом вывод Аргоннской национальной лаборатории и Reuters таков: влияние электромобиля на окружающую среду зависит больше от энергетической инфраструктуры страны, нежели от эффективности и технических особенностей самого транспортного средства.