Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Как разрабатывают дизайн автобусов — история из первых уст

Как разрабатывают дизайн автобусов — история из первых уст

14 Февраля 2021 | 5380 просмотров

Что такое современный автобус с точки зрения дизайна? «Параллелепипед на колесах», — скажете вы. Но разработать экстерьер и интерьер автобуса — задача не проще, чем создать дизайн легкового автомобиля. Баланс между функциональностью и стилем в случае с пассажирским транспортом всегда смещен в сторону первого пункта. С формой кузова автобуса не разгуляешься, потому что у него есть конкретная задача — развозить пассажиров. При разработке такого транспорта старания дизайнера акцентируются на создании более удобного для использования изделия, но это не отменяет и стилевого аспекта, то есть необходимости придания продукту узнаваемого и приятного глазу облика.

Как работают специалисты над созданием облика автобуса? Специально для Дрома руководитель расположенной в Минске студии промышленного дизайна D3 Данила Седнев рассказал, как его фирма по заказу компании «Белкоммунмаш» создавала вид новейшего электробуса БКМ-E321, разработанного одновременно для рынков России и Евросоюза.

Далее — текст Данилы Седнева.

Это история одного из наших проектов, я кратко расскажу, как рождаются новые транспортные средства, что влияет на их внешний вид, с какими особенностями пришлось столкнуться нам и какие задачи мы решали.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ТЕНДЕРА 

В конце 2017-го «Мосгортранс» (МГТ, оператор наземных пассажирских перевозок Москвы) объявил тендер на 32 млрд рублей на закупку первой партии электробусов. В техническом задании подробно описывались различные требования, включая конструкцию, материалы и внешний вид. Важной особенностью стало намерение МГТ ввести уникальный московский стиль автобусов. Поэтому в техзадании, помимо прочего, содержались эскизы, которые задавали характер оформления передней части и цветографическую схему кузова. Эти требования нужно было соблюсти.


Рисунок из техзадания МГТ. Отличительной деталью московских электробусов должны были стать светящиеся вертикальные полосы, проходящие через весь передок машины от низа до верха, и большой логотип Мосгортранса

Минский завод «Белкоммунмаш» (БКМ) на тот момент крупными партиями поставлял в Москву троллейбусы. Компания также изготавливала сделанные на их базе электробусы E433 «Витовт», но их закупала только белорусская столица. Несколько таких автобусов успешно прошли испытания и в Москве, однако под новый тендер требовалась конструктивно и внешне совершенно другая машина. Тогда уже ходили разговоры о скором отказе Москвы от «рогатого» транспорта — для БКМ это означало потерю крупнейшего заказчика, поэтому руководство предприятия решило пойти на риск и принять участие в тендере на поставку электробусов. Конструктивно они близки к троллейбусам, в разработке и производстве которых БКМ имеет богатейший опыт. В рамках заявки завод должен был передать Мосгортрансу весь пакет необходимых документов, в их числе «дизайн-предложение». 


Электробус БКМ E433 «Витовт»

СТАРТ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

У БКМ нет собственного дизайн-бюро, поэтому в этой части завод решил довериться специалистам со стороны — он обратился к нескольким студиям, в итоге заказ достался нашей. Нам поставили условие — подготовить визуализацию экстерьера, салона и рабочего места.

На этот этап отводилось полтора месяца — очень мало. Обычно выполнение таких задач требует трех-четырех — такой срок необходим для проведения предварительной компоновки, создания упрощенных 3D-моделей кузова и масок, масштабного макета, поиска стилевого решения экстерьера и интерьера. Сквозным критерием проходит реализуемость эскизного решения, то есть оторванные от жизни образы предлагать нельзя: если будет большая разница между визуализацией и готовым продуктом, то на основании уже этого несоответствия заказчик может отказаться от закупки, что обернется большими убытками.

Чтобы не зависеть всецело от заказов из Москвы и Минска, в БКМ родилась идея сделать электробус, подходящий одновременно для экспорта в страны Евросоюза. С точки зрения дизайна это означало, что внешний вид перспективной модели должен отвечать европейским трендам городского пассажирского транспорта. Таким образом, необходимо было, я это подчеркну, не просто разработать примерные эскизы новой машины, но и выполнить продуманный проект с визуализацией, включая проведение компоновочных работ с учетом размеров основных комплектующих, нормативных условий, буквальных требований технического задания МГТ, особых пожеланий самого завода. И все это за полтора месяца!

Изменение сроков не допускалось, поэтому первым желанием было отказаться от работы, однако решили найти возможность уложиться по времени за счет упрощения процессов. Во-первых, ушли от исключительной точности в компоновке — ошибка в 10-20 мм допустима. Во-вторых, трехмерную проработку твердотельных моделей заменили построением общих поверхностных образцов и ручной эскизной детализацией.

План работы, который мы составили с учетом описанных упрощений, показал: если не будет ошибок и сбоев, мы сможем уложиться в отведенное время. Наша уверенность подкреплялась актуальным опытом работы над обновленными минскими «Витовтами».

Мы согласились разработать предложение для нового электробуса за полтора месяца. Напомню, внешний вид машины был частично предопределен московским техническим заданием, поэтому дизайн в первую очередь должен был отвечать требованиям МГТ. При этом обязательно нужно было учесть условия производителя. Ко всему прочему, сами перед собой мы поставили задачу гармонично вписать электробус в существующий модельный ряд завода, закрепить и дальше развивать в нем индивидуальный стиль машин БКМ и, конечно, предусмотреть возможности кастомизации под заказы из разных городов и стран.

Перспективному электробусу БКМ присвоил индекс E321. Здесь есть нюанс: на тот момент в линейке завода уже много лет был серийный продукт с таким числовым индексом — троллейбус АКСМ-321. Так вот, между этими машинами нет ничего общего, несмотря на схожее название.


Троллейбус АКСМ-321 

ЭКСТЕРЬЕР И ИНТЕРЬЕР

Автобусы — не просто транспорт, это часть визуальной композиции города. Поэтому мы сразу решили учитывать во внешнем виде электробуса E321 эмоциональный посыл людям, которые будут видеть его в городской среде. Производители, не обращающиеся к дизайнерам, как правило, не учитывают этого аспекта. В итоге они получают бесхарактерный транспорт, не привлекающий внимания ни пассажиров, ни заказчиков. В качестве альтернативы таким скучным машинам можно представить «Витовт» — они получили «мультяшный» дизайн, который вызывает у горожан яркие эмоции и улыбку, поднимает им настроение хмурым будним утром.

E321 нужно было разработать принципиально другим, ведь он создавался как более тиражная машина, ориентированная на Москву и Европу. С точки зрения облика это значит, что экстерьер необходимо делать спокойным, одинаково подходящим как можно большему количеству городов. Но при этом внешний вид ни в коем случае не должен быть безликим и незапоминающимся.

На стиль влияют и другие ограничения. Было ясно, что эскиз в задании Мосгортранса далек от возможности технической реализации, а сроки воплощения всего проекта не позволяли закладывать в него новые решения, требующие длительной подготовки. К таким можно отнести оригинальную светотехнику. Автобусы по определению не предполагают крупных серий, разработка, сертификация и внедрение в производство оригинальных фар и фонарей для них не окупятся, поэтому подавляющее большинство их комплектуют универсальной светотехникой из каталогов производителей компонентов. Спереди решили пойти по стандартному пути и применить «кругляши» Hella, то есть эффекта новизны и стилевой актуальности пришлось добиваться привычными инструментами — это общая композиция, работа с деталями и пластикой.


Предварительно одобренные БКМ эскизы внешнего вида электробуса

Основным нормативным документом, который определяет внутреннюю компоновку салона, являются правила безопасности ЕЭК ООН № 107 (сейчас действует уже их седьмой пересмотр). На определенном этапе проще скомпоновать салон заново, чем перекомпоновать то, что было сделано под одну из начальных редакций правил. Второе, что можно отметить: во многих тендерных документах выросло обязательное число мест для сидящих пассажиров — разместить такое количество в старом салоне не было возможности. Поэтому от идеи адаптировать под электробус кузов троллейбуса БКМ АКСМ-321 отказались сразу — дешевле и проще спроектировать с нуля.

ПРОБЛЕМА ПРОПОРЦИЙ

При создании первых электробусов БКМ пошел по пути размещения тягового суперконденсатора и основной аппаратной части в заднем свесе. Такая компоновка имеет как плюсы (значительно более низкий центр тяжести, простота и доступность обслуживания), так и минусы: большая нагрузка на заднюю ось, глухая задняя стенка салона. В ходе продолжительных испытаний решение показало свою жизнеспособность. Учитывая эти особенности, нужно было добиться, чтобы задняя часть не выглядела тяжеловесно, необходимо было подумать, как станет осуществляться доступ к оборудованию.


Рендеры дизайн-предложения электробуса для Москвы

Относительно много времени ушло у нас на предварительную компоновку кузова. Нужно было найти шаг несущего модуля с учетом ширины дверей, ограничения по колесной базе и свесам, различных типов сидений в салоне и огромного экрана, который Мосгортранс требовал установить над правым передним колесом.

По условиям тендера, в салоне автобуса должно быть 30 мест для сидения в комплектации без турникета. До этого в троллейбусах АКСМ-321 было 26 мест. Увеличение длины машины на полметра, до 12,5 метра, позволило разместить и оборудование в заднем свесе, и необходимые сиденья в салоне.

Красным выделены несущие стойки старого кузова АКСМ-321 и нового Е321

У АКСМ-321 несущие стойки кузова располагались на «случайном» расстоянии друг от друга, причем на правой и левой сторонах кузова они имели разную конфигурацию и количество.

Стойки кузова нового электробуса расставлены с равным шагом, а левый и правый борта идентичны в своей структуре. Модульность не только значительно упрощает создание привычных нам модификаций автобуса по длине, но и позволяет создавать исполнения машин для рынков с левосторонним движением с минимальными изменениями. Как раз таким было одно из дополнительных требований завода.

Увы, БКМ с получившимся предложением московский тендер не выиграл. Тем не менее работы по экстерьеру продолжились, но уже как над серийной машиной для европейского рынка.

КОНСТРУКЦИЯ И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ



Презентационный альбом с дизайн-предложением для участия в тендере

На этапе дизайн-проекта для тендера все делалось очень быстро, и вероятность ошибок была высока, поэтому реальное проектирование началось с проверки сделанного.

Фактически компоновку начали проводить заново. Работу над экстерьером можно разбить на части: кузов, маски, дополнительные элементы. Для кузова пришлось проработать высоту (она определяется конструктивно), шаг модуля, тип открытия и размер дверей. В новом каркасе заложили фасонные профили сложной формы, выполняющие не только декоративную, но и функциональную роль. Изменился принцип облицовки: давно устаревшую технологию обшивки боковин цельнокатанным листом заменили вклеиванием алюминиевых панелей.

Маски — это лицо транспорта (хотя с данным утверждением уже можно спорить). Передняя с точки зрения проектирования является наиболее сложной частью экстерьера. Ее сложность определяется зависимостями от правильной компоновки рабочего места, светотехники и ее расположения, способа изготовления деталей масок, порядка их установки и крепления при монтаже и обслуживании. На организацию рабочего места, в свою очередь, влияют точки положения водителя, верхняя и нижняя линии остекления, ширина стоек, размер информационного табло, расположение зеркал и органов управления, максимально возможная очистка ветрового стекла, зависящая от углов механизма стеклоочистителя, осей вращения, конфигурации и длины щеток.

Задняя маска проще. Она должна конструктивно обеспечить раздельный или полный доступ к заднему отсеку, обеспечить необходимую подачу и вывод воздуха, размещение информационного табло и светотехники. Правда, все это в крайне ограниченном пространстве. 

И передняя, и задняя маски у БКМ-E321 стеклопластиковые, но изготавливаются по продвинутой технологии Light RTM с инфузией смолы между пуансоном (форма-позитив) и матрицей (форма-негатив). Прежде использовалась только матрица. С Light RTM на выходе получаются более точные и качественные детали с эстетичными лицевой и тыльными поверхностями. 

Маски разделены на детали таким образом, чтобы избежать покрасок одной в несколько оттенков (чтобы не было некрасивых границ между цветами). 

К дополнительным элементам можно отнести фальшборт, скрывающий оборудование, размещенное на крыше. Он не препятствует доступу потока воздуха к испарителям климатических систем, а также направленному сходу воды с крыши. 

Стилистическая работа над дизайном была закончена на первом этапе. Предложенный и одобренный вариант устраивал руководство завода, поэтому его необходимо было просто реализовать. Самой сложной в этом процессе была работа с визуальным приданием объема кузову и маскам.

Абсолютно плоские боковины нового электробуса хороши с точки зрения технологичности, но не очень хороши для внешнего вида. Различными художественными и конструктивными приемами нам удалось сделать так, чтобы кузов воспринимался сложнее, чем параллелепипед на колесах. Передняя и задняя маски нового электробуса выглядят объемными, но это визуальный объем, созданный за счет пластики, композиции и графики. Весь максимально возможный полезный объем был перенесен нами в салон. Мы завершили проектирование экстерьера 3D-моделями, готовыми для разработки КД и запуска в производство. На визуализации образца стало очевидно, что этот транспорт вписывается в архитектурную среду европейских городов. Поставленная задача выполнена.


Финальные рендеры электробуса — передняя и задняя маски

САМОЕ СЛОЖНОЕ

Разработка дизайна салона и рабочего места водителя выполнялась силами завода. Полученный результат, реализованный на первом прототипе, руководство не удовлетворил, и снова привлекли нас. Была поставлена задача переделать рабочее место и создать цветофактурное решение салона и экстерьера. Основной набор цветов и материалов салона можно увидеть на изображении ниже.


Цвета и материалы для пассажирского салона

Рабочее место водителя оказалось самым сложным этапом в создании нового электробуса. Это связано с необходимостью его организации с тремя разными унифицированными типами перегородок, распространенными на рынках СНГ и Европы. Для этого нам пришлось разработать уникальное решение. Детали панели приборов, облицовки кабины и салона сделаны с учетом того, чтобы с минимальными изменениями быть применимыми для разных типов перегородок. Оснастка для изготовления одна, а исполнений с учетом обрезки — несколько. Это значительная экономия для завода. Каркас рабочего места состоит из узлов, собирающихся механически. Это значит, что вы можете варить кузов и в последний момент решить, какую перегородку в нем установить.


Интерьер и перегородка водительского места

Вернувшись к рабочему месту водителя, пришлось более детально вникнуть в особенности праворульных модификаций. Например, в некоторых городах Англии принято осуществлять посадку/высадку только через переднюю дверь. В том числе и людей в инвалидных колясках. Ради этого пришлось искать форму перегородки, которая позволяла бы обеспечить максимальную ширину прохода. 

Еще одной особенностью этого проекта является собственная консольная панель приборов. Нет смысла говорить, что консольная панель удобнее стационарной. Как правило, производителями транспорта используются покупные решения от глобальных поставщиков Actia или Continental. Но в них есть целый ряд минусов. Основные — это стоимость комплекта и привязка к одному поставщику с его взглядом на модель сотрудничества. Эти факты, с учетом наличия у нашего заказчика собственной программно-аппаратной части в виде цифрового щитка и мультируля, не устроили БКМ, в связи с чем и стали разрабатывать собственное решение. Новая приборная панель, созданная нами, продолжает стилистику рабочего места, заложенную в модели «Витовт»: строгая и функциональная, направленная на комфортное использование элементов управления и контроля, но уже в консольном виде, что сделает более удобным не только управление, но и посадку на рабочее место.



Рендеры обновленного рабочего места водителя. Панель прибора консольно закреплена на рулевой колонке и регулируется по высоте и наклону вместе с рулем

Одним из направлений нашей работы является создание интуитивно понятных современных интерфейсов. Мы давно предлагали БКМ реализовать новое решение на их машинах. В этом проекте нас услышали и дали нам такую возможность. Нетривиальная задача — сделать современный красочный интерфейс, используя ограниченные аппаратные возможности текущего контроллера. Поверьте, это значительно сложнее, чем придумывать графическое решение, когда ты не ограничен количеством цветов, слоев, особенностями динамических изменений. Пришлось отказаться от анимаций и сложных эффектов, а оттенки подбирались такие, чтобы максимально близко соответствовать цветовому охвату монитора. Все получилось. Сейчас обновленные интерфейсы можно увидеть на всех свежих машинах БКМ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над дизайном электробуса шла в очень ограниченных временных рамках с большим количеством дополнительных требований. На все проделанное нами, от эскизов до готовых трехмерных моделей, ушло примерно десять месяцев. Учитывая рваный поэтапный ход работы, это хороший результат, достигнутый за счет накопленного опыта реализованных ранее проектов и постоянного сбора и анализа информации на европейских выставках и в интернете. Конечно, эта деятельность была бы невозможна без многих специалистов БКМ, которые принимали непосредственное участие в ней и делали все возможное для успешной реализации задуманных идей.

В результате проделанной работы получилось комплексно реализовать интересный проект. На наш взгляд, машина получилась современной как с точки зрения конструкции, так и по дизайну. В меру выразительное решение в сочетании с заложенными принципами должно обеспечить долгий жизненный цикл и создание широкого ряда унифицированных моделей и различных исполнений.

СПРАВКА. D3 — бюро транспортного и промышленного дизайна, организованное в 2018 году. Основная специализация компании — разработка дизайна и инжиниринга автобусов, троллейбусов, трамваев, сельхозмашин, кабин. Наиболее крупные проекты в портфолио — модернизация троллейбусов БКМ, работа над трамваями Stadler и БКМ, создание дизайна автобусов Neman малого и большого классов, рестайлинг кабины грузовика МАЗ-MAN, работа над поездом для метро Минска, создание облика электробусов БКМ, проектирование кабин для сельхозмашин производителей из России.

Серийный электробус БКМ-Е321, фото:

Рендеры, эскизы, видео:




Комментарии

   
Ерсубайкино
Сообщений: 27322
Тендер в итоге выиграл Камаз?
Продам уши от мертвого осла.
47
5
Ответить
ДромоКоментатор
И когда эти красивые и современные автобусы будут в автопарке большинства городов? Сегодня автобусы мягко сказать не ахти. Холодные зимой, жаркие летом, не продуманные, не удобные, грязные, пол покрыт льдом, люди падают. Водители как будто дрова везут, резко тормозят, обгоняют конкурентов.
62
9
Ответить
Иван
Новосибирск
Автобусов дизайн разрабатывают первыми устами
5
14
Ответить
   
Ерсубайкино
Сообщений: 27322
Техзадание под Камаз и делали скорее всего
Продам уши от мертвого осла.
22
6
Ответить
    
Новокузнецк
Сообщений: 34631
Дизайнеры блин, скажите, а зачем так делать что сиденья в современных автобусах раскиданы как попало, на разных высотах, одни на арках колес, другие на полу, третьи на ступеньках, не автобусы, а ноголомательные аттракционы.
Еще и моду взяли моторный отсек в салоне делать.
52
12
Ответить
интересно сколько РБ продает в ЕС свои автобусы грузовики и тракторы, молочные и сельхоз продукты ,трикотаж, обувь, атланты мебель? наши "братья" так сильно стремятся в Европу, вместе с независимым Лукашенко и змагарами, что складывается ощущение что Европа у них все скупает прямо на проходной заводов...
12
44
Ответить
 
Сообщений: 4489
Зачем в автобусах руль огромный и горизонтальный, почему нельзя делать как в легковушках...
«Дебилы» - самая мощная организация в мире, у них везде свои люди.
8
15
Ответить
Москва
в Беларуси вообще очень сильные дизайнеры! помните первые Ё-мобили? их нарисовал дизайнер из Беларуси. У нас всё есть, не нужны никакие Бертоне , Стивы Маттьих и прочие "итальянские ателье"
18
14
Ответить
 
Красноярск
Сообщений: 6249
кто-нибудь научите их делать МНОГО посадочных мест в автобусе
кресел
седел
открывающиеся окна или шторки
все, кто ездит в автобусах знают, что проектировщики автобусов ездят на личном авто:)
не касается автобусом МАН, колесящих некогда по России, списанных.
Там все ок.
Per aspera ad astra (Через тернии к звездам)
Мой отзыв: Nissan Skyline GT-R
18
16
Ответить
  
Сообщений: 8277
ДромоКоментатор
И когда эти красивые и современные автобусы будут в автопарке большинства городов? Сегодня автобусы мягко сказать не ахти. Холодные зимой, жаркие летом, не продуманные, не удобные, грязные, пол покрыт льдом, люди падают. Водители как будто дрова везут, резко тормозят, обгоняют конкурентов.
ещё воняет дизелем в салоне и как водила курит
19
3
Ответить
  
Сообщений: 8277
ака МУДРЫЙ
кто-нибудь научите их делать МНОГО посадочных мест в автобусе
кресел
седел
открывающиеся окна или шторки
все, кто ездит в автобусах знают, что проектировщики автобусов ездят на личном авто:)
не касается автобусом МАН, колесящих некогда по России, списанных.
Там все ок.
много в своё время ездил на автобусах, меня тогда поражала табличка, 12 автобус зелененький, не знаю что за марка и модель.
посадочных мест 12, всего пассажиров 118.
106 селедок должны стоять в течении 2 часов, пока от предмостной до удачного доедет...
18
7
Ответить
Нурлан Алибек
Дизайн Е433 сперли с голландского VDL Phileas, только переднюю маску поменяли. Дизайнеры, блин...
11
14
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 14588
Smidsy
много в своё время ездил на автобусах, меня тогда поражала табличка, 12 автобус зелененький, не знаю что за марка и модель.
посадочных мест 12, всего пассажиров 118.
106 селедок должны стоять в течении 2 часов, пока от предмостной до удачного доедет...
2 часа 12й автобус никогда в одну сторону не ездил и битком не набивался.
Конкурентом был 68-там в основном сидячие места.
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
8
6
Ответить
Петр
Томск
а у нас в городе автобусов совсем нет только пазики, и у газпрома ещё есть какие то
4
2
Ответить
  
Сообщений: 8277
pazik124
2 часа 12й автобус никогда в одну сторону не ездил и битком не набивался.
Конкурентом был 68-там в основном сидячие места.
да ладно, ты точно с красноярска? я 3 года ездил на 12. ближайший конкурент это 90. и я тебе скажу так, залезть в 12 это ещё целая проблема, про посидеть я вообще молчу. студенты круглый год, а весной летом и осенью бабки с рассадой тяпками и лопатами, так что не рассказывай мне тут сказки про "битком не набивался", ещё на предмостной человек 30-40 залетает чуть ли не с дракой занять места....
6
4
Ответить
А Б
ДромоКоментатор
И когда эти красивые и современные автобусы будут в автопарке большинства городов? Сегодня автобусы мягко сказать не ахти. Холодные зимой, жаркие летом, не продуманные, не удобные, грязные, пол покрыт льдом, люди падают. Водители как будто дрова везут, резко тормозят, обгоняют конкурентов.
Наверное когда в городах появятся дороги для них, а цена проезда будет не символической. В Праге единый билет на 30 минут стоит 84р. на наши деньги.
15
2
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 1980
ДромоКоментатор
И когда эти красивые и современные автобусы будут в автопарке большинства городов? Сегодня автобусы мягко сказать не ахти. Холодные зимой, жаркие летом, не продуманные, не удобные, грязные, пол покрыт льдом, люди падают. Водители как будто дрова везут, резко тормозят, обгоняют конкурентов.
Без комментариев..
12
17
Ответить
А Б
Staszol
Дизайнеры блин, скажите, а зачем так делать что сиденья в современных автобусах раскиданы как попало, на разных высотах, одни на арках колес, другие на полу, третьи на ступеньках, не автобусы, а ноголомательные аттракционы.
Еще и моду взяли моторный отсек в салоне делать.
Потому что автобусы по нынешней моде должен быть а- низкопольным и б-как можно более компактным, а размещать механизмы где-то надо. Вот и получаем..
19
 
Ответить
А Б
сухофрукт
Зачем в автобусах руль огромный и горизонтальный, почему нельзя делать как в легковушках...
Затем что автобус постоянно маневрирует от остановки к оствновке и крутить такой руль всю смену легче. Не надо руки на весу держать.
19
1
Ответить
 
Томск
Сообщений: 5460
А Б
Затем что автобус постоянно маневрирует от остановки к оствновке и крутить такой руль всю смену легче. Не надо руки на весу держать.
Посмотри как расположен руль в дакаровском камазе!
Мой отзыв: Москвич 410 1960
1
17
Ответить
А Б
Тренер Шумахера
Посмотри как расположен руль в дакаровском камазе!
Вы немножко теплое с мягким сравниваете.
16
 
Ответить
Коля
Новосибирск
Расскажите о дизайне ПАЗика?, чем вдохновлялись..какова философия разработки... концепция..??
19
 
Ответить
20799978
Вот ради таких статей и читаю дром. Молодцы, побольше пишите про общественный транспорт, спецтехнику и в целом транспортую инфраструктуру.
16
1
Ответить
zogar-zag
ДромоКоментатор
И когда эти красивые и современные автобусы будут в автопарке большинства городов? Сегодня автобусы мягко сказать не ахти. Холодные зимой, жаркие летом, не продуманные, не удобные, грязные, пол покрыт льдом, люди падают. Водители как будто дрова везут, резко тормозят, обгоняют конкурентов.
Когда бюджеты городов будут как бюджет Москвы, тогда и можно ожидать изменений к лучшему, а пока Москва сбрасывает свои обноски в провинции.
19
3
Ответить
   
Сообщений: 16744
ДромоКоментатор
И когда эти красивые и современные автобусы будут в автопарке большинства городов? Сегодня автобусы мягко сказать не ахти. Холодные зимой, жаркие летом, не продуманные, не удобные, грязные, пол покрыт льдом, люди падают. Водители как будто дрова везут, резко тормозят, обгоняют конкурентов.
Когда приоритетом развития ОТ станет ставка на муниципальный транспорт. В столицах так и есть. А в регионах, где часто бывает так, что муниципальный ОТ похоронили и отдали на откуп комерсам - ждать этого бесполезно.

Комерс купит максимально дешевый сарай, а то и вовсе б/у ушатай. И будет отжимать его до талова. Это печально конечно и да метрополия "зажралась" - но факт есть факт.
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
25
1
Ответить
   
Сообщений: 16744
ПАЛАСИО
Техзадание под Камаз и делали скорее всего
Ну и хорошо. Братские народы это конечно все замечательно, но если можно обеспечить работой или российский завод или белорусский - логичнее выбирать российский.
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
18
5
Ответить
 
Щёлково
Сообщений: 5273
Не очень умно было лезть в конкурс, где уже был разработан дизайн и который проводился "для порядка". Всегда удивляют такие участники.

Автобус как ни крути это правда коробка на колесах и сидячих мест в них мало, ничего сверх оригинального не придумаешь.

Эта дурацкая низкопольность конечно удобна при входе для пожилых, но потом на сиденье как на насест надо карабкаться.

Вот помню автобусы дэу были, сзади сиденья, куда трудно карабкаться были, молодежь их занимала и насчет уступать бабкам уже не парилась. )

Лондонские автобусы в 2 этажа тоже интересная штука, пользовался ими мало, но думаю принцип разделения на старых и молодых такой же. )

У нас до Москвы скании ездили, длинные, мест много, кресла наклонялись, задняя ось подруливала, но все равно забивались еще на конечной. Стоять в них было не удобно, проходы узкие, подниматься надо по лестнице, зато в багажник удобно было закинуть вещи.
Сейчас купили какую-то низкопольную чушь, кресел мало, ехать стоя 1-1,5 часа рывками в пробке не вариант.

Удобный автобыс это такой автобус в котором для всех хватает посадочных мест, работает климат контроль, а уж как он снаружи выглядит вообще дело десятое.
12
4
Ответить
moviegear
сухофрукт
Зачем в автобусах руль огромный и горизонтальный, почему нельзя делать как в легковушках...
Потому что рулевой вал в легковушке под другим углом и уходит вперёд, а куда его так наклонять в автобусе? Он торчать будет спереди =))
7
3
Ответить
moviegear
ПАЛАСИО
Техзадание под Камаз и делали скорее всего
Откуда такая логика?
Есть задание - конторы сделали _ПОД_ ТЗ свой вариант дазайна, вот потому КамАЗ и похож на ТЗ.
3
3
Ответить
moviegear
ака МУДРЫЙ
кто-нибудь научите их делать МНОГО посадочных мест в автобусе
кресел
седел
открывающиеся окна или шторки
все, кто ездит в автобусах знают, что проектировщики автобусов ездят на личном авто:)
не касается автобусом МАН, колесящих некогда по России, списанных.
Там все ок.
А в комментариях Дрома ещё больше спецов, кто знает как делать всё и потому раздают советы =)
5
2
Ответить
 
Хабаровск
Сообщений: 4325
JumanGEE
Когда приоритетом развития ОТ станет ставка на муниципальный транспорт. В столицах так и есть. А в регионах, где часто бывает так, что муниципальный ОТ похоронили и отдали на откуп комерсам - ждать этого...
Наши коммерсы закупили Ютонги и Джонтонги. Есть несколько Волгабасов.
Муниципалитет донашивает Нефазы.
2
 
Ответить
    
Новокузнецк
Сообщений: 34631
А Б
Потому что автобусы по нынешней моде должен быть а- низкопольным и б-как можно более компактным, а размещать механизмы где-то надо. Вот и получаем..
Спасибо, кэп, насчет низкопольности более менее оправдано, а вок с компактностью мне кажется беда.
1
 
Ответить
    
Новокузнецк
Сообщений: 34631
moviegear
Потому что рулевой вал в легковушке под другим углом и уходит вперёд, а куда его так наклонять в автобусе? Он торчать будет спереди =))
Карданчикам уже сотня лет.
2
2
Ответить
про макс
Иркутск
"Баланс между функциональностью и стилем в случае с пассажирским транспортом всегда смещен в сторону первого пункта."
"При разработке такого транспорта старания дизайнера акцентируются на создании более удобного для использования изделия"

Эти фразы заинтриговали, и решил почитать статью. Но оказалось, что это всего-лишь слова, и статья как-раз о внешнем виде. О том, как сделали красивый экранчик для водителя, и как это тяжело сделать на старом контроллере.

А хотелось бы увидеть:
Температурные карты автобусов (визуализированные математические модели) с учетом эксплуатации от -30 до +30. С учетом работы двигателя, регулярного открывания дверей

Интересно светоотражение от глянцевых поверхностей - не может ли получится, что при ярком солнце от стоящего на месте автобуса где-то сконцентрируется столько света, что хватит для возгорания?

Очень интересна работа с пылью (в Европе) и грязью (в РФ), особенно зимой. Как сделаны дверные проёмы, как сделан пол. Где "точки нуля", т.е. образования конденсата? Куда они смещены для отсутствия обледенения?

Интересно, как сделана разбивка мест - соотношения "сидящих" и "стоящих", и возможности ее быстрой перекомпоновки?

Из каких документов и как определяется ширина проема? ширина между сиденьями?

Насколько удобно мыть автобус внутри после смены? (имеются ввиду ножки сидений)

Как сделано освещение в вечернее время? Видно что-то в окно, или наоборот, видно только внутренности автобуса? Видны ли проходы, или свет только сверху? Отсутствует ли "вредный" "синий" спектр спектра?

Есть ли где-то комплексный подход к автобусу и остановке? как, например в Японии, где остановки логично расположены входом со стороны тротуара, и "защищают" ждущих от транспортного потока, а выходы с остановки синхронизированы со входом в автобус?

Что с розетками в автобусе? есть-ли они, и как их располагают? Может в них нет уже смысла, а лучше сделать беспроводные зарядки?

Какие рекламные площадки предусмотрены в автобусе? Какие экраны? Отображение остановок, маршрутов? С любого места автобуса их видно?

Что с безопасностью автобуса? Насколько он прочный? Насколько пожаробезопасный, включая материалы?

Вентиляция? Обеззараживание воздуха и поверхностей? Например, резиновые ребристые ручки будут собирать грязь и микробы, а, например, плотная ткань со специальной пропиткой - не будет? Или может ручки раз в смену легко меняются? или есть бактерицидная лампа, которую включают на конечной?

Почему, кстати для экранчика выбран старый контроллер? Ведь стоимость контроллера сильно меньше стоимости экрана. Или это уже закупленные экраны с контроллером?

Вопросов множество, но вопреки вводной части статьи рассмотрели всё-же просто внешний вид. А он, хоть и важен, но, в данном случае, не несет никаких идей, смыслов, стилей и отличий от среднестатистического современного автобуса.
Кто разработал? - современная студия. Для кого - для всех. Вот и всё.
Среднестатистический дизайн среднестатистичекого устройства, как телефон, холодильник, телевизор, чтоб бренда икс.
18
1
Ответить
 
Щёлково
Сообщений: 5273
про макс
"Баланс между функциональностью и стилем в случае с пассажирским транспортом всегда смещен в сторону первого пункта." "При разработке такого транспорта старания дизайнера акцентируются...
Ну так они честно написали, что просто за месяц перерисовали камазовскую картинку из техзадания.
2
4
Ответить
 
Щёлково
Сообщений: 5273
moviegear
Откуда такая логика?
Есть задание - конторы сделали _ПОД_ ТЗ свой вариант дазайна, вот потому КамАЗ и похож на ТЗ.
Потому что логика заключается в тои, что если сделать ТЗ не под конкретный камаз, то набежит куча мутных конторок умеющих рисовать картинки, которые потом бестолковые писаки публикуют под заголовками, "молодой дизайнер разработал дивайн новой нивы", "пенсионер придумавший ниву нарисовал русский прадо". И что делать заказчику с этими картинками, которые с производством вообще никак не согласуются никто не знает. То что такие паразиты не способные исполнить контракт лезут в каждую закупку знают все, кто их хоть иногда проводит.
4
1
Ответить
Нурлан Алибек
Дизайн Е433 сперли с голландского VDL Phileas, только переднюю маску поменяли. Дизайнеры, блин...
Попробуй придумать новый дизайн кирпича. Так, что бы твой новый кирпич небыл похож на все остальные кирпичи.
9
2
Ответить
Макс
Краснодар
сухофрукт
Зачем в автобусах руль огромный и горизонтальный, почему нельзя делать как в легковушках...
Во-первых, чтобы обеспечить максимальную обзорность с места водителя. Во-вторых, чтобы руки отдыхали в процессе управления.
1
 
Ответить
Макс
Краснодар
zogar-zag
Когда бюджеты городов будут как бюджет Москвы, тогда и можно ожидать изменений к лучшему, а пока Москва сбрасывает свои обноски в провинции.
Не обязательно. Вот к примеру Краснодар. Он полностью *****ил общественный транспорт и перевел пассажирооборот на маршрутки - это такие юркие коробочки, не приспособленные для перевозки пассажиров. За последние 15 лет в Краснодаре не появилось новых троллейбусных или трамвайных маршрутов. Зато как город прирос по населению и территории! Застроились муравейниками все ближайшие к городу сельхоз-поля. И как людям ездить на работу и обратно? Только в маленьких, неудобных частных маршрутках!
Общественный транспорт, к слову, должен снижать загруженность дорог частным транспортом. Но Краснодарские власти об этом не знают. Тут легко строят целые микрорайоны с парой однополосных дорог на въезд-выезд. И вот мы в тройке лидеров по пробкам! :)
Больная тема...
3
 
Ответить
    
Новокузнецк
Сообщений: 34631
Alexsander Kuzmenko
Попробуй придумать новый дизайн кирпича. Так, что бы твой новый кирпич небыл похож на все остальные кирпичи.
Вы не представляете себе разнообразия форм, цветов, фактур, применяемого материала строительных блоков?
1
1
Ответить
 
Красноярск
Сообщений: 6249
Smidsy
много в своё время ездил на автобусах, меня тогда поражала табличка, 12 автобус зелененький, не знаю что за марка и модель.
посадочных мест 12, всего пассажиров 118.
106 селедок должны стоять в течении 2 часов, пока от предмостной до удачного доедет...
у меня тоже с этого факта дико подгорало.
Per aspera ad astra (Через тернии к звездам)
1
 
Ответить
 
Красноярск
Сообщений: 6249
moviegear
А в комментариях Дрома ещё больше спецов, кто знает как делать всё и потому раздают советы =)
более 5 лет (все студенчество точно+первая работа) был пассажиром этого преприятнейшего вида транспорта.
Так что мнение чуть ли не экспертное. Да и сейчас нет-нет, да бываю там.
Из хорошего там только студентки-скухи, румяные, да глазастые.
И приложение на смартфоне (цивилизация, однако), которое показывает, когда твоя бричка будет на остановке.
Per aspera ad astra (Через тернии к звездам)
 
1
Ответить
Staszol
Вы не представляете себе разнообразия форм, цветов, фактур, применяемого материала строительных блоков?
Но при этом это все равно будет простой параллелепипед. Внешне похожий на все остальные кирпичи. Тоже и с автобусами. Все они простая коробка на колесах с разной раскраской и чуть разной формой. И кто у кого, что слизывает, не известно.
1
1
Ответить
Ilia Vorotovov
"В конце 2017-го «Мосгортранс» (МГТ, оператор наземных пассажирских перевозок Москвы) объявил тендер на 32 млрд рублей на закупку первой партии электробусов"

За 32 миллиарда, и получше можно сделать было.
1
6
Ответить
moviegear
прокуратор
Потому что логика заключается в тои, что если сделать ТЗ не под конкретный камаз, то набежит куча мутных конторок умеющих рисовать картинки, которые потом бестолковые писаки публикуют под заголовками,...
Увы, но вы совершенно не представляете, как работают тендеры.
Для тендера нужно сперва пройти, как бы вам сказать, оценку возможности участия в тендере.
То есть если для строительства жилого дома требуется участие фирм застройщиков, то вы не можете участвовать в нём, потому что ваш ребёнок вечером до тендера сложил из кубиков домик. Это делается для того, чтобы не терять время попусту и не слушать всех "городских сумасшедших".

На тендер по дизайне и производству автобусов вы не сможете прийти с улицы, а вот если вы - это предприятие с материально-технической базой и соответствующим опытом, то пожалуйста.

Я занимаюсь около 12-14 лет компьютерной графикой и могу реализовывать очень крупные проекты, но я не могу никаким макаром попасть на дорогой тендер по оформлению какого-нибудь фестиваля, потому что у меня нет фирмы и выполнения подобных проектов за плечами.
2
2
Ответить
moviegear
ака МУДРЫЙ
более 5 лет (все студенчество точно+первая работа) был пассажиром этого преприятнейшего вида транспорта. Так что мнение чуть ли не экспертное. Да и сейчас нет-нет, да бываю там. Из хорошего там только...
Мне скоро 36 и у меня во рту были сперва молочные зубы, а теперь и постоянные и то уже не все.
Это из меня не делает стоматолога =)
2
1
Ответить
     
Нижний Тагил
Сообщений: 2305
снаружи красивые, а вот внутри надо развиваться
You'll never walk alone!
 
1
Ответить
 
Щёлково
Сообщений: 5273
moviegear
Увы, но вы совершенно не представляете, как работают тендеры. Для тендера нужно сперва пройти, как бы вам сказать, оценку возможности участия в тендере. То есть если для строительства жилого дома требуется...
Мы же не говорим про стройку или проектирование зданий, где нужно СРО.
Тем более там как пить дать конкурс был не на само проектирование, а на поставку автобусов утвержденного дизайна. А с поставками товаров происходит именно так как я написал.
 
 
Ответить
moviegear
прокуратор
Мы же не говорим про стройку или проектирование зданий, где нужно СРО.
Тем более там как пить дать конкурс был не на само проектирование, а на поставку автобусов утвержденного дизайна. А с поставками товаров происходит именно так как я написал.
Подтвердите =)
 
 
Ответить
 
Щёлково
Сообщений: 5273
moviegear
Подтвердите =)
Что именно? Что нет самоорганизующейся организации в области дизайна автобусов? Так поискал, не нашел.
 
 
Ответить
 
Красноярск
Сообщений: 6249
moviegear
Мне скоро 36 и у меня во рту были сперва молочные зубы, а теперь и постоянные и то уже не все.
Это из меня не делает стоматолога =)
согласен. Тем не менее, экспертизой вы можете обладать по зубам, знать , что такое кариес, и как его лечить.
Посетив несколько клиник или имея опыт лечения зубов вы можете сравнивать и предлагать, возмутиться на предложение или плохо сделанную чистку зубов (например) и т.д.
Per aspera ad astra (Через тернии к звездам)
 
1
Ответить
moviegear
ака МУДРЫЙ
согласен. Тем не менее, экспертизой вы можете обладать по зубам, знать , что такое кариес, и как его лечить.
Посетив несколько клиник или имея опыт лечения зубов вы можете сравнивать и предлагать, возмутиться на предложение или плохо сделанную чистку зубов (например) и т.д.
Было сказано, что мнение "экспертное" от езды на автобусе =))))
 
 
Ответить
 
Красноярск
Сообщений: 6249
moviegear
Было сказано, что мнение "экспертное" от езды на автобусе =))))
само собой. Это у нас в ит это называется "юзер-экспириенс".
Только у нас в России принято делать дичь, да и вообще у "автобусников" в СНГ по ходу.
То есть начальник или иной Product Owner с чрезвычайно-озадаченным выражением лица дает ТТХ (тактико-технические характеристики) нового продукта. Чаще всего, никто и никогда НЕ учитывает пожелания клиента-то есть пассажир маршрутки. Работает система "мы вам дали, а дальше (цензура) трахайтесь с тем, что мы вам дали".
Естественно, как опытный пользователь со стажем, я обладаю некой "экспертностью", так как я давно пользуюсь этим продуктом.
_
АТЕНШЕН, БЛИН!
_
я не говорю, что я инженер. И смогу спроектировать автобус, от колеса до крыши.
Но я могу подсказать, что:
-не надо делать сплошные окна в автобусе. Это жесть и дичь. Всегда должна быть форточка. Притом не только сзади или спереди в салоне, как на некоторых автобусах МАН 53го маршрута Красноярск.
-нигде не реализовано в России, ловите лайфхак, нужна кнопка экстренной, аварийной остановки, на случай ЧП в салоне.
Что сейчас по этому вопросу: орешь водителю или кондуктору. 21 век. Илон Маск. Колония Марса. Ога.
Per aspera ad astra (Через тернии к звездам)
 
1
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!