Новосибирское КБ «Спектр», известное нашим читателям как потенциальный изготовитель спорткаров на базе оставшихся прототипов Marussia, приступило к изготовлению реплики двигателя автомобиля Руссо-Балт тип С-24-30НР.
Эта машина под заводским номером 123 восстанавливается в том же Новосибирске, причем уже довольно давно — около пяти лет. Занимается этим «Галерея времени», которой руководит Владимир Курдюмов, председатель ретро-клуба Новосибирской области. Курдюмов нашел комплект чертежей этой модели Руссо-Балта и даже несколько оригинальных деталей, выпущенных Русско-Балтийским вагонным заводом в 1912 году, в частности, радиатор системы охлаждения. Сложно сказать, насколько сам проект может считаться реставрационным, но аутентичные узлы и компоненты в нем есть: радиатор, фара, гайки, рессоры, часть рамы. То есть это все-таки не реплика.
А вот силового агрегата нет, имеется только «родной» карбюратор. Вокруг него и взялся построить двигатель КБ «Спектр». Руководитель этого КБ Андрей Братеньков нам рассказал:
— Пока делаем проектную часть (сканируем, моделим). Потом будем производить детали. Сейчас речь идет о создании рабочего прототипа. Первый макетный образец блока двигателя вообще сделали из дерева. Хотели заказать отливку в Новосибирске, но оказалось, что отливка такой формы с нужной равномерностью даже для современных технологий — большая проблема. Поэтому для первого образца детали будем фрезеровать, потом запустим мотор, посмотрим, как он работает. И только после этого сделаем такой же, но по технологиям 1912 года.
Курдюмов дал возможность ознакомиться с проделанной им работой. Он же финансирует весь этот проект. В машину уже вложено 19 млн рублей, на двигатель готовы потратить еще 20 млн. Думаю, за пару месяцев мы с этой работой справимся, и потом можно будет масштабировать опыт… Например, изготовить полностью еще один такой Руссо-Балт, но уже на продажу. Мне стало интересно, как в России в начале ХХ века начали не от хорошей жизни (заказы на вагоны упали) строить очень мощные по тем меркам автомобили, как русские инженеры смогли выпустить машину, оказавшуюся лучше большинства современных аналогов. Например, мы изучили устройство рамы, сделанной без применения сварки, вся на клепках. Непостижимо, как наши предки своими примитивными инструментами могли гнуть швеллер, который мы в начале ХХI века не можем так же согнуть. Было бы интересно показывать молодым инженерам авангард того времени.
Коммерческая составляющая проекта очень приятна, стоимость машины в готовом варианте может достичь 120 000 000 рублей. Мы смогли бы ее воссоздать за 10 лет. К покупке такого автомобиля уже проявляют интерес несколько крупных российских компаний.
Андрей Братеньков, кажется, очень загорелся этим проектом и в дальних планах видит постройку реплик всех моделей Руссо-Балтов. Кстати, про новые оригинальные детали в машине Курдюмова мы пишем с его слов. Хотя несколько опрошенных нами московских реставраторов сходятся во мнении, что это, вероятнее всего, похожие запчасти, но не совсем оригинальные. Чистых оригиналов на рынке просто нет.
Так вот, Андрей готов финансировать репликацию всех известных Руссо-Балтов, часть которых будет продана, а часть останется в новосибирском музее. Цель благородна, но Андрей Братеньков — человек увлекающийся. За год, прошедший со времени нашей публикации о нем, КБ «Спектр» сумело восстановить только одну Marussia и ни одной еще не продало. Впрочем, про то, как движется бизнес по возрождению Марусь, кому и на каких условиях будет продана машина Marussia В1-17, мы расскажем очень скоро.
Еще один характерный факт: мастерская Курдюмова входит в своеобразный холдинг КБ Смирнова, работы которого известны весьма вольным отношением к исторической достоверности. Будем надеяться, что авторы проекта по Руссо-Балту избегут соблазна что-то домыслить или улучшить в конструкции этого автомобиля.