17 ноября Арбитражный суд Москвы утвердил мировое соглашение между ПАО «Восточный Экспресс банк» (основной кредитор «Волгабаса») и группой компаний, выступающих как ГК «Волгабас» (всего семь юридических лиц).
Соглашение представляет собой очередную реструктуризацию долга «Волгабаса» упомянутому банку. С тем отличием, что ответственность за погашение на себя взяло ООО «Национальный оператор общественного транспорта» (НООТ) — структура, некогда аффилированная с «Волгабасом». Общая сумма долга в размере 2 193 645 120 рублей должна быть выплачена по утвержденному графику до сентября 2025 года. То есть НООТ должен платить банку по 440 млн рублей в год.
Почему это важно?
Дело в том, что лизинговый оператор НООТ совсем недавно еще принадлежал тому же банку «Восточный» и его акционеру Артему Аветисяну. Вообще, у НООТ было множество совладельцев (состав акционеров менялся 41 раз за последние пять лет!), и до некоторого времени он на 95,1% принадлежал «Волгабасу» (через ООО «Трой») и только на 4,99% — банку «Восточный». Но в октябре началась чехарда со сменой учредителей, в итоге НООТ перешел к банку «Восточный». А 11 ноября произошла еще одна рокировка: банк (в лице ПАО «Восточный Экспресс банк» и ООО «Восток-капитал») вышел из числа учредителей. Теперь этой фирмой владеют два ООО — «Реновация» (99%) и «ВБГ» (1%). Что касается «ВБГ» («Волгабас Групп»), то тут все понятно — доля его символична. Интересно, кто стоит за «Реновацией».
А стоит за ней дуумвират Дмитрия Стрежнева и Леонида Бондаренко. То есть ровно тех лиц, которых мы в недавней большой публикации по «Волгабасу» называли новыми совладельцами автобусного холдинга.
Цепочка юридических лиц распутывается несложно: ООО «Реновация» в равных долях учреждена двумя другими ООО — «ЛК Мегаполис» и «Мидстрим Групп». Так вот, у первой фирмы учредителем значится Леонид Бондаренко, владелец транспортной фирмы «Питеравто», а у второй — Дмитрий Стрежнев, владелец концерна ОМГ (Объединенная машиностроительная группа). Они же де-факто взяли на себя обязательства по долгам «Волгабаса» перед банком «Восточный» на 2,2 млрд рублей. Это совокупный долг по 16 кредитным договорам и одному соглашению, именно он сковывал деятельность «Волгабаса», делая ее непредсказуемой. Дело в том, что банк в любой момент мог потребовать реализации залогового имущества (здания, оборудование и т. д.), что привело бы к банкротству и ликвидации «Волгабаса». Теперь этот риск нивелирован соглашением с НООТ.
Юридически входя в капитал НООТ и беря на себя выплату долгов «Волгабаса», Стрежнев и Бондаренко не становятся владельцами автобусного холдинга. Но обращают на себя несколько пунктов в конце вышеупомянутого мирового соглашения. Там говорится об обязательстве сторон уступить часть прав требований от банка к ООО «Реновация» (то есть Стрежневу и Бондаренко), а также заключить договор цессии (соглашение по отчуждению прав на кредиторскую задолженность) между банком и двумя юридическими лицами «Волгабаса». Все это с высокой долей вероятности означает хитрую схему покупки «Волгабаса» через выкуп его долгов.
Долг перед банком «Восточный» — не единственный у Бакулиных, общая сумма их задолженностей оценивается примерно в 7 млрд рублей. Соответственно, можно ожидать, что учредители ООО «Реновация» продолжат скупку долгов с последующим предъявлением их Алексею и Анатолию Бакулиным в качестве платежного средства за акции «Волгабаса».
Остается открытым вопрос, какова будет итоговая юридическая конструкция «Волгабаса»: кому какая часть отойдет, и кто будет руководить заводами. По неофициальным данным, Дмитрий Стрежнев планирует получить контрольный пакет. Как будут распределены оставшиеся акции — нам неизвестно.
Будем следить за событиями.