Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление о выделении госсубсидий на строительство автозаправочных станций, на которых будет продаваться сжиженный природный газ (СПГ). Это довольно неожиданно, поскольку с 2013 года федеральное правительство пытается популяризовать в России сжатый природный газ (на эту цель выделяются огромные средства, но сжатый метан остается наименее популярным видом топлива).
СПГ будет продаваться на криогенных газовых заправках. Бюджетные деньги на строительство КриоАЗС выделят частным компаниям на конкурсной основе. На первом этапе планируется построить 80 станций, их расположат вдоль федеральных трасс.
Субсидии будут предоставляться для реализации комплексных проектов, предполагающих ввод газозаправочной инфраструктуры на всей протяженности автомобильной дороги.
Претенденты на господдержку должны пройти конкурсный отбор. По его результатам определится и объем финансовой помощи. Норматив субсидирования строительства будет установлен в зависимости от мощности криогенной автозаправочной станции. Правилами определен предельный срок ввода газозаправочной инфраструктуры — не позднее 1 октября 2023 года.
СПГ считают очень перспективным топливом, плотность энергии в нем в 2,5 раза выше, чем у сжатого (компримированного) метана (КПГ), поэтому СПГ может обеспечивать автомобилям большой запас хода на одной заправке. Предполагается, что основным потребителем СПГ станет коммерческий транспорт — магистральные грузовики, автобусы, сельхозтехника. Сжатый метан производят на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), где сырье осушается, сжимается в компрессоре и подается в бак автомобиля под давлением 200 атмосфер. Сжиженный же получают охлаждением примерно до минус 161 градуса. При этом он переходит в жидкое состояние — и его объем уменьшается в 600 раз. Сжиженный метан в розницу намного дешевле бензина.
Сейчас в России серийно выпускаются только две модели машин на сжиженном метане — это новые модификации дальнобойного тягача КАМАЗ-5490 и низкопольного городского автобуса ЛиАЗ-5292. КАМАЗ с криобаками начали выпускать в конце мая 2020 года, ЛиАЗ — в конце июля.
Заметим, что стоимость постройки одной КриоАЗС сейчас составляет около $1,5 млн (=113,4 млн рублей).
Сжиженный природный газ не стоит путать с широко распространенным сжиженным нефтяным газом, то есть пропан-бутаном.
Материалы: