На прошлой неделе Tesla огласила итоги второго квартала 2020 года: компании удалось четвертый раз подряд зафиксировать прибыль. Впервые в своей истории! Немудрено, что акции производителя выросли более чем втрое в 2020-м, а Илон Маск впервые вошел в пятерку самых богатых людей мира. Столь впечатляющие результаты позволили и без того не отличающемуся скромностью миллиардеру озвучить заявление, которое может изменить целую отрасль. Он призвал производителей никеля увеличить объемы поставок и пообещал им огромные контракты. Кусок пирога может достаться и российскому «Норникелю».
«Добывайте больше. Тесла даст вам гигантский контракт на длительный период времени, если вы будете добывать никель эффективно и экологически безвредно», — сказал Маск.
Никель широко используется в современных литий-ионных батареях. Он позволяет повысить энергетическую плотность АКБ, то есть увеличить емкость при заданных размерах и массе. Благодаря этому электромобили могут проехать дальше от одной зарядки.
Тем не менее Reuters заявляет, что призыв Маска к увеличению добычи вряд ли окажет существенное влияние на рынок. Даже с учетом постоянно растущего объема выпуска и наполеоновских планов у Теслы пока не столь крупная потребность в никеле, чтобы резко изменить ситуацию на мировом уровне.
В настоящее время Tesla закупает никель-кобальт-марганцевые (NCM) аккумуляторы от южнокорейской LG Chem и никель-кобальт-алюминиевые (NCA) — от японской Panasonic. Эти компании косвенно покупают никель у горнодобывающих компаний в длинной цепочке поставок автомобилей. Сама Тесла не раскрывает, какие никелевые шахтеры входят в ее цепочку поставок.
Мировыми лидерами по добыче этого металла являются бразильская Vale, российский «Норильский никель» и австралийская BHP Group.
Между тем цены на никель опустились до минимумов за несколько лет. В марте они падали до $10 865 за тонну, но с тех пор восстановились до $13 180. Это примерно на 30% ниже по сравнению с пятилетними максимумами, которые были в сентябре.
По прогнозам исследовательской компании Wood Mackenzie, использование никеля для электромобилей к 2025 году возрастет на 64%, став основным драйвером роста для горнодобывающих компаний.
Зачем вообще Маску потребовалось обращаться к продавцам никеля? Все просто: он мыслит с позиции бизнесмена, поэтому ему требуется максимально дешевое сырье. Если компании нарастят добычу и обострят конкуренцию, то рыночная цена никеля упадет еще сильнее. В итоге в выигрыше останется Tesla, которая сможет повысить рентабельность производства электромобилей или при желании снизит их цену.
Что касается «Норникеля», то ему сейчас явно не помешают многомиллиардные контракты от Маска. В конце мая 2020 года произошла крупнейшая за последние годы техногенная катастрофа, в результате которой на ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании, принадлежащей «Норникелю», разлилось около 21 000 тонн нефтепродуктов, из них 6000 тонн попали в грунт, остальное — в реку Амбарную и ее приток Далдыкан, которые впадают в крупное озеро Пясино.
Росприроднадзор оценил сумму экологического ущерба от разлива топлива почти в 147,78 млрд рублей. После этого «Норникель» сообщал о намерении оспорить размер ущерба.