В среду 1 апреля в России вступили в силу два стандарта, касающиеся дорожных знаков и разметки, — новый ГОСТ Р 52289-2019 (правила применения знаков, разметки, светофоров) и измененный ГОСТ Р 52290-2004 (требования к знакам). О начале их действия сообщил Российский дорожный научно-исследовательский институт (РосдорНИИ).
Стандарты пока носят рекомендательный характер, они, в частности, регламентируют новые типы знаков, которые уже введены в ПДД, но не были стандартизированы. Речь идет об указателях «Участок перекрестка», «Движение автобусов запрещено», «Заправка для электромобилей», «Стоянка для автомобилей дипмиссий» и других. В качестве эксперимента такие указатели уже некоторое время применялись в Москве, теперь эта практика полностью легализована как на столичном, так и на федеральном уровнях, отмечает «Коммерсантъ».
Среди регламентируемых новыми стандартами указателей:
Важно! Новые ГОСТы запрещают использование знаков приоритета «Главная дорога», «Конец главной дороги», «Уступи дорогу» и «Движение без остановки запрещено» на прямоугольных щитах, в том числе на щитах с желто-зеленым фоном. Эти указатели изначально имеют особую форму, которая позволяет водителям правильно идентифицировать знак, даже если он залеплен снегом или грязью, а прямоугольные щиты не дают возможности правильно воспринимать эту форму. Заметим, что прямоугольные щиты для знаков особой формы довольно часто использовались в российских городах.
Изменились правила обозначения камер автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД. Если раньше соответствующая табличка предупреждала водителей только о стационарных камерах, то теперь она должна присутствовать и перед передвижными комплексами, причем внутри населенных пунктов — на расстоянии не менее 100 м до камеры, а вне — не менее чем за 300 м.
Для уменьшения числа дорожных знаков введена возможность применения нескольких символов на одном поле знака. Например, на поле знака «Парковка» теперь можно размещать символы табличек «Платные услуги» или «Инвалиды», а на большом щите с синим фоном — несколько изображений знаков сервиса. Кроме того, на узких двухполосных городских улицах допускается установка компактных знаков со стороной или диаметром 500 мм.
Отдельный блок изменений относится к нововведениям в правилах применения дорожной разметки. Например, зона платной парковки теперь должна быть обозначена синей разметкой — это должно сделать ее более заметной для водителей.
Зоны действия знаков запрета остановки или стоянки больше не связаны с соответствующими линиями разметки желтого цвета. Теперь в случае прерывания этих линий (например, при въезде во двор) действие запрещающего знака продолжается до ближайшего перекрестка или до отменяющего знака.
Пешеходам разрешили переходить регулируемые перекрестки наискосок. Для этого на проезжую часть будут специально наносить две параллельные пунктирные линии, обозначающие диагональные переходы.
Еще раз: эти ГОСТы пока рекомендательные. Но как только ссылки на них пропишут в ПДД и распоряжении правительства (поправки уже готовятся), правила станут обязательными.