Президент Беларуси Александр Лукашенко высказался за популяризацию электромобилей. По его словам, для республики они уже стали насущной необходимостью. Соответствующее заявление он сделал 9 марта на совещании с руководством Совета министров страны.
«Это не просто дань моде или стремление не отстать от передовых стран, хотя и это так. Это насущная необходимость уже сегодня», — отметил глава соседнего государства.
«Страны, такие, как мы, экспортно ориентированные, не имеющие под землей огромных запасов, давно сориентировались на электротранспорт. А нам сам бог велел. Мы завтра-послезавтра вводим два блока атомной электростанции. Мы можем больше произвести электроэнергии. Так почему мы не делаем сегодня, с запасом во времени, крен к электротранспорту, к большему потреблению электроэнергии? Это замена углеводородам», — цитирует президента агентство «БелТА».
В Национальной академии наук Беларуси уже несколько лет ведутся разработки электромобилей. В перспективе планируется выпуск пяти моделей, в том числе минивэна, седана, коммунальных машин и электробусов. Экспериментальные электродвигатели для легковых автомобилей по разработкам ученых изготовил крупнейший в СНГ производитель лифтов ОАО «Могилевлифтмаш».
Первый прототип электрической машины был построен в 2017 году на базе китайского седана Geely SC7. Он получил мотор мощностью 60 кВт и запас хода на одной зарядке 120 км. Предполагалось, что серийная версия белорусского электромобиля сможет проезжать на одной зарядке 250-500 км.
Демонстрационный образец машины изначально хотели показать в конце 2018-го, затем срок перенесли на конец 2019-го, однако и этот дедлайн оказался просрочен. В январе нынешнего года говорили о феврале-марте 2020-го.
Переориентация на электрический транспорт связана со строительством первой в Беларуси атомной электростанции. Она уже готова к эксплуатации, 4 марта эксперты МАГАТЭ завершили ее проверку. Строительством АЭС занималась российская госкорпорация «Росатом».
Примечательно, что низкие цены на нефть исторически воспринимаются в качестве одного из барьеров на пути развития электромобилей: чем дешевле топливо (бензин, дизель, газ), тем меньше стимулов вкладываться в альтернативный транспорт. В то же время дорогая нефть, наоборот, запускает рыночные механизмы по увеличению инвестиций в электротранспорт.
Стоимость фьючерсов на нефть Brent после открытия торгов 9 марта упала на 30% — с $45 до $31,02 за баррель. Это самое большое падение цены на Brent за день со времен войны в Персидском заливе в 1991 году.