С 29 октября начали действовать новые правила ОСАГО. Главное — у страховых компаний появилась возможность регрессного иска к автовладельцу, полис которого был оформлен на основании недостоверных сведений. (Такая практика получила распространение для снижения стоимости страховки, когда собственники указывали меньшую мощность двигателя и/или регион использования авто с более низким территориальным коэффициентом.)
Ранее это правило применялось лишь при заключении договора ОСАГО в электронной форме, но сейчас оно стало касаться и полисов на бланках. Регресс означает, что страховщик возместит вред пострадавшему, но после этого взыщет размер убытка с виновника ДТП. Причем взыскание будет касаться не только тех, кто менял данные умышленно, но и добросовестных покупателей ОСАГО, за которых полисы заполняют агенты.
«Мы провели масштабный эксперимент по поверке полисов ОСАГО с помощью камер на дорогах, который показал, что половина обратившихся в союз получателей «писем счастья» об отсутствии страховки не знали, что ездят с поддельным полисом. Дальнейший разбор ситуаций показал, что в ряде полисов содержатся недостоверные данные о транспортном средстве или регионе, которые приводили к занижению цены полиса. Мы создаем в новой информационной системе ОСАГО барьеры для подобного рода мошеннических действий, но также хотели бы предупредить автовладельцев о рисках езды с такими полисами — экономия одной-двух тысяч рублей на этапе покупки полиса за счет внесения в него недостоверных данных может обернуться убытком для них на сотни тысяч рублей», — прокомментировал президент РСА Игорь Юргенс.
Право регресса появляется у страховщика, если виновник аварии отказался от медицинского освидетельствования, а также в случае употребления им алкогольных, наркотических, психотропных веществ после ДТП. Также самостоятельно компенсировать вред должны будут водители коммерческого транспорта при использовании автомобиля с прицепом, если в договоре ОСАГО нет отметки о возможности управления транспортным средством с прицепом.
Закон об ОСАГО разрешает предъявлять сотрудникам полиции полис в виде электронного документа. Но нужно иметь в виду, что действующие сейчас Правила дорожного движения все еще требуют распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора ОСАГО.
Теперь со стороны закона нет препятствий для оформления европротокола в электронном виде и использования для этого портала госуслуг. Осталось только дождаться соответствующего приложения, одобренного регулятором, т. е. Центробанком.
С 29 октября покупка временного полиса ОСАГО (сроком менее 20 дней) стала возможна только для прохождения техосмотра. Ранее такую страховку можно было купить и для того, чтобы доехать до места постановки автомобиля на учет. Теперь же для регистрации нужно покупать только постоянный полис ОСАГО.
Подтверждение факта наступления страхового случая может выдаваться «полицией, аварийно-спасательными службами, выезжающими на место дорожно-транспортного происшествия, медицинскими организациями». То есть если раньше к извещению о ДТП прикладывались только справки от ГИБДД, то сейчас это могут быть документы от МЧС и скорой.
Водители иностранных транспортных средств обязаны покупать российские полисы ОСАГО или «грин-карту», предусмотренную международными договорами. Ранее такого прямого указания в законе не было.
Поправками предусмотрено присвоение полисам ОСАГО уникальных номеров (в настоящее время каждый полис имеет серию и номер).