Минская компания «Белкоммунмаш» (БКМ) объявила о завершении разработки электробуса с правым расположением руля. Праворульную версию получил самый современный из линейки белорусских электрических автобусов — «Витовт» E420 в рестайлинговой ипостаси Vitovt Electro II. Что интересно — целевым рынком для новой модификации является Великобритания, то есть развитая и богатая страна первого мира.
«Это первый в СНГ праворульный электробус. Он был разработан по государственной научно-технической программе. Кузов максимально унифицирован для последующего производства, чтобы можно было конфигурировать правый или левый руль по требованиям заказчика. Концепция аналогична минским электробусам с быстрой зарядкой на конечных остановочных пунктах. 12-метровая машина пробегает среднестатистический маршрут в 20 километров, далее в течение восьми минут происходит зарядка и выпуск на линию. Такая концепция позволяет гибко формировать инфраструктуру зарядных станций в условиях старых городов», — рассказал главный конструктор по новой технике БКМ Сергей Чистов агентству «БелТА».
Первый образец праворульного «Витовта» покажут на выставке автобусов транспорта Coach & Bus Live 2019, которая состоится 2-3 октября в английском Бирмингеме.
Как ранее писал ABW.by, заказ из Великобритании БКМ неожиданно получил осенью 2017 года. Тогда на завод прибыла делегация из Великобритании во главе с лордом-мэром Ноттингема Майклом Эдвардсом.
Британские города уже давно взяли курс на замену дизельных автобусов экологически чистым транспортом на электротяге. Однако в Великобритании сейчас эксплуатируются в основном электробусы с батареями большой емкости: они работают практически целый день (пробег — около 200 км), а заряжаются ночью. Недостатки электробусов такого типа известны: батареи стоят очень дорого, весят очень много, а ресурс имеют небольшой — при сроке эксплуатации подвижного состава не более восьми лет (действует такое ограничение) их приходится менять как минимум три раза.
Электробусы БКМ устроены по-другому. «Витовты» в качестве накопителей энергии используют суперконденсаторы и работают по принципу «быстрой зарядки». При этом электробус БКМ рассчитан как минимум на десять лет службы и не требует замены источников энергии весь срок эксплуатации.
В апреле нынешнего года еще не достроенный образец праворульного «Витовта» осматривал региональный директор Департамента экспортного финансировании Великобритании Вомик Шах.
Помимо Ноттингема, интерес к новой машине проявляют другие британские города — в частности, Манчестер.
В настоящее время БКМ проводит переговоры с неназываемым британским производителем автобусов на предмет организации отверточной сборки «Витовтов» на Туманном Альбионе. Такой шаг откроет льготные ворота для экспорта машины на рынки Содружества наций: Барбадоса, Мальты, Кипра.
В леворульной модификации рестайлинговый Vitovt E420 Electro II выпускается с 2018 года. Версия для Великобритании ничем не отличается от модификации для СНГ, кроме «отзеркаленного» кузова и, собственно, правого руля. Длина, ширина, высота машины — 12230, 2550 и 3540 мм соответственно. В движение ее приводит асинхронный электродвигатель максимальной мощностью 150 кВт (204 л.с.). Устройство накопления энергии: система суперконденсаторов (срок — службы 90 тыс. циклов); батарейный модуль Aowei с рабочим напряжением 400-585 В и емкостью 34 кВт*ч — они размещены в заднем свесе кузова. Время зарядки от 10% до 95% емкости — шесть минут. Запас хода на одном заряде — 30 км (может корректироваться по требованию заказчика). Трансмиссия — AV-133/80, портального типа, разнесенная, двухступенчатая, с гипоидным редуктором и портальными передачами. Число мест для сидения — 27. Общая пассажировместимость — до 80 человек.