Похоже, что российскую систему спутниковой навигации ГЛОНАСС нужно срочно приводить в порядок, поскольку более чем у половины аппаратов вышли эксплуатационные сроки.
Как сообщает РИА Новости со ссылкой на информационно-аналитический центр навигационной системы, ГЛОНАСС на данный момент работает на 23 из 24 спутников, и 13 из них используются уже за пределами гарантийного срока, поскольку были выведены на орбиту в 2007-2011 годах. Еще десять аппаратов с гарантией в семь и десять лет начали свою работу в период с 2012 по 2019 годы, и срок эксплуатации некоторых из них тоже подходит к концу. К слову, у производителя спутников — компании «Информационные спутниковые системы» — на хранении находятся еще четыре аппарата, и они готовы к запуску.
Эксперты считают, что драматизировать ситуацию не стоит, и на данный момент система находится в стабильном состоянии, однако если аппараты начнут массово выходить из строя, то под удар попадут в первую очередь военные, а вот рядовые пользователи проблему могут и не обнаружить вовсе, поскольку даже если ГЛОНАСС будет давать существенные сбои, навигационные устройства всегда могут подключиться к GPS-спутникам.
Тем не менее российскому оператору, очевидно, стоит поддерживать группировку спутников в надлежащем техническом состоянии.
ГЛОНАСС — глобальная навигационная спутниковая система, которую начали разворачивать еще при СССР, в 1982 году. Изначально группировка использовалась для нужд военных, гражданское использование ГЛОНАСС началось в 2006 году. Точность позиционирования по состоянию на 2019 год составляет 2,8 метра.
На базе данных ГЛОНАСС работают навигационные системы некоторых автомобилей — например, Lada. Кроме того, ее данные используются в трекерах грузовиков и автобусов, а также в SOS-системе ЭРА-ГЛОНАСС.